Новые "Экспрессы" увеличат пропускную способность группировки ГП КС на четверть
31 июля 2020 г. с космодрома Байконур запущены спутники "Экспресс-80" и "Экспресс-103", созданные по заказу ГП КС. Новые спутники выведены на геопереходную орбиту с последующим размещением на геостационарной орбите (ГСО) в позициях 80° и 96,5° в.д. (точка 103 будет работать как резервная). КА изготовлены российским предприятием ракетно-космической отрасли - АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнева", а полезную нагрузку для них поставила компания Thales Alenia Space. На борту "Экспресс-80" установлено 18 транспондеров в С-диапазоне, 20 - в Ku-диапазоне и два - в L-диапазоне. "Экспресс-103" оснащен 18 транспондерами в С-диапазоне, 20 - в Ku-диапазоне и одним - в L-диапазоне.
Космические аппараты предназначены для предоставления услуг фиксированной, подвижной связи, цифрового телерадиовещания, высокоскоростного доступа в интернет, а также передачи данных в РФ и за рубежом. Ввод в эксплуатацию ожидается в январе и феврале 2021 г., когда завершится длительный процесс довыведения обоих спутников (по данным презентационных материалов от ГП КС, довыведение займет до 150-160 суток).
Независимый эксперт в области космических технологий Иван Чеберко объяснил корреспонденту ComNews причину столь длительного процесса довыведения спутников: "Потому что на этих спутниках по требованию заказчика размещены по 26 транспондеров в трех диапазонах частот. То есть в полезной нагрузке должны быть еще и антенны в трех диапазонах. Ракета "Протон" и разгонный блок "Бриз-М" выводят на ГСО максимум 3,7 т. А у аппаратов "Экспресс-80" и "Экспресс-103" суммарный вес составил 4 т 400 кг. Для компенсации разницы в массе ИСС им. Решетнева установил на спутники дополнительные двигатели довыведения. За счет их импульсов аппараты сами доберутся до орбитальных позиций, но это займет время".
Изначально пуск этих спутников планировался на конец марта 2020 г., потом запуск перенесли.
Национальное космическое агентство США (NASA) подсчитало, что это был 110-й запуск ракеты "Протон-М" (начиная с первого запуска в апреле 2001 г.), причем 98 из них были успешными. NАSА также отметило, что это первый запуск "Протон-М" в 2020 г. и шестой пуск, проведенный "Роскосмосом" в этом году (включая две ракеты "Союз" со спутниками OneWeb). Это был самый продолжительный запуск за всю историю ракеты "Протон", который длился без одной минуты 18 часов до отделения от разгонного блока первого спутника ("Экспресс-80"), и 18 часов 16 минут до момента отделения второго. По данным NASA, до сих пор самая продолжительная пусковая миссия ракеты "Протон" занимала 15 часов.
Представитель пресс-службы ГП КС сказал корреспонденту ComNews, что всего до 2030 г. предприятие планирует создание, запуск и ввод в эксплуатацию 12 новых спутников на геостационарной орбите (включая эти два).
"С запуском двух новых спутников - "Экспресс-80" и "Экспресс-103" мы на четверть увеличиваем пропускную способность нашей группировки, - отметил и.о. генерального директора ГП КС Юрий Прохоров. - Для ГП КС принципиально важно, что эти космические аппараты, установленные в центральные для Российской Федерации орбитальные позиции, уже востребованы нашими заказчиками. Они позволят телекоммуникационным операторам перевести сети с зарубежных космических аппаратов и предоставить абонентам нашей страны самые современные цифровые услуги связи и вещания, в том числе для доступа в интернет на авиа- и морском транспорте".
"На сегодняшний день ГП КС обладает самой крупной в России орбитальной группировкой из 10 геостационарных спутников, работающих в С-, Ku-, Ка- и L- диапазонах. Орбитальная группировка расположена на дуге геостационарной орбиты от 14° з.д. до 140° в.д., что позволяет ГП КС предоставлять услуги клиентам в 58 странах на всех континентах", - сообщила пресс-служба ГП КС.
Иван Чеберко сказал, что "Экспресс" в точке 80° позволит решить проблемы, недавно возникшие у ГП КС в связи с аварией борта "Экспресс-АМ6". "И в целом позиция 80° - одна из самых выгодных для ГП КС, потому что с нее "видна" вся территория России", - добавил он.
Бенефициар оператора спутниковой связи "КА-Интернет" Сергей Пехтерев считает, что данный пуск хотя и не является историческим, но, тем не менее, очень важен для ГП КС по многим причинам - в первую очередь это первый старт с 2015 г., то есть перерыв с обновлением группировки ГП КС был почти пять лет. "Во-вторых, этот парный пуск с довыводом ИСЗ на ЭРДУ - весьма интересное решение, позволяющее ГП КС практически сэкономить целую ракету. В-третьих, у ГП КС наконец должны появиться спутники с трансроссийским покрытием от Москвы до Владивостока. После аварии "Экспресса-АМ2" более 10 лет назад у ГП КС, в отличие от "Газпром космические системы" с его "Ямалом-401", такого спутника не было. А спутник с таким покрытием очень важен для построения корпоративных сетей и раздачи телевизионных каналов на территории России, так как позволяет сразу покрыть территорию, где живет 95% населения России и находятся практически все, за исключением буквально четырех-пяти, столицы субъектов Федерации. В-четвертых, данные спутники смогут подстраховать "Экспресс АМ6", на котором есть проблемы с системой терморегуляции и который важен для обеспечения трансляции федеральных телеканалов. Так что я очень надеюсь на благополучный исход этого пуска и на то, что "Протону" удастся наконец преодолеть "проклятие точки 80° в.д.", - прокомментировал Сергей Пехтерев.
Запуск спутника "Экспресс-АМ6", как и его предшественника "Экспресса-АМ5", имел уникальную особенность. Если до них все российские космические аппараты (кроме тяжелого спутника "Ямал-402") выводились сразу в плановую позицию на геостационарной орбите, то эти два спутника отделялись от разгонного блока на промежуточной орбите, откуда своим ходом, с помощью электродвигательных установок, в течение нескольких месяцев перемещались в целевую точку. Причиной столь необычной для России схемы запуска стала высокая масса каждого из двух спутников, составляющая около 3400 кг. Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" способна вывести на геостационарную орбиту лишь около 3000 кг полезного груза (см. новость ComNews от 16 марта 2015 г.).