Смартфон вместо отпуска
МТС проанализировала рынок смартфонов в первом полугодии 2020 г. Продажи гаджетов в период с января по июнь показали положительную динамику, падение спроса зафиксировано в апреле и мае, что, по мнению экспертов, обусловлено режимом самоизоляции. По оценке аналитиков МТС, с января по июнь 2020 г. в России продано 13,6 млн гаджетов на сумму 223 млрд руб. В натуральном выражении российский рынок увеличился на 3%, а в денежном - на 5,1%. Средняя стоимость девайсов выросла на 2% до 16 426 руб. Продажи гаджетов резко выросли в июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Это связано, по мнению экспертов, с несколькими факторами, среди которых можно отметить открытие торговых центров, отложенный спрос и снижение трат жителей России на отдых. По оценке экспертов, в текущем году 92% россиян планируют провести отпуск в пределах региона проживания - на даче или дома. Аналитики МТС Банка отмечают, что пользователи потратили в июне в 2,5 раза меньше денег на путешествия, чем годом ранее.
Наиболее сложным для российского рынка, по сообщению аналитиков МТС, был II квартал 2020 г. С апреля по июнь включительно продано на 2,9% меньше мобильных устройств, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении спрос снизился на 2,3%. В апреле текущего года по сравнению с аналогичным месяцем 2019 г. продажи смартфонов сократились на 21% в натуральном выражении, в мае - на 4%. В то же время в июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи мобильных девайсов в натуральном выражении выросли на 13%, а по сравнению с апрелем 2020 г. количество купленных устройств увеличилось почти вдвое.
По оценке аналитиков, в период с апреля по июнь россияне чаще всего покупали смартфоны среднего ценового сегмента. Более 80% купленных гаджетов стоили менее 20 тыс. руб., а самую высокую динамику показала ценовая категория от 10 тыс. до 15 тыс. руб. - продажи в данном сегменте увеличились на 14,4%. Как сообщает пресс-служба МТС, с апреля по июнь текущего года количество выданных кредитов на смартфоны в России снизилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Первое место российского рынка по количеству проданных гаджетов во II квартале 2020 г. занимает Honor с долей 25,5%. На втором месте - Samsung с 22,2%, на третьем - Xiaomi с 19,8%. За ними следуют Apple - 9,3% и Huawei - 8%. В денежном выражении лидируют смартфоны Apple - 30,8%, Samsung - 24,7%, Honor - 18,1%, Xiaomi - 13,7% и Huawei - 6,1%. В розничной сети МТС динамика продаж и распределение по производителям смартфонов сопоставимы с общероссийскими трендами.
От прогнозов по продажам на следующий квартал оператор МТС воздержался.
По сообщениям от пресс-службы ПАО "ВымпелКом" ("Билайн"), после прохождения пика пандемии рынок смартфонов возвращается к обычному объему продаж. "Так, например, в первые две недели июня количество проданных смартфонов в "Билайне" на 11% превысило продажи первых двух недель февраля. На увеличение продаж повлияла традиционная сезонность спроса", - сообщает представитель пресс-службы. По его словам, клиенты все чаще стали покупать смартфоны в онлайн-магазине "Билайна" - количество устройств, купленных в интернете, за время пандемии выросло на 46%. В 2020 г. "Билайн" расширил возможности онлайн-покупок смартфонов. Приобрести смартфоны можно не выходя из дома в интернет-магазине "Билайна" и на других популярных интернет-площадках. По данным пресс-службы, самой большой популярностью пользовались бюджетные смартфоны. "Мы зафиксировали существенный рост продаж смартфонов до 10 тыс. руб., а самым популярным сегментом стали устройства от 5000 до 10 тыс. руб. Доля продаж смартфонов стоимостью от 30 тыс. руб. не изменилась. Среди брендов предпочтения покупателей также не изменились. В тройке лидеров по количеству проданных устройств Samsung, Honor, Xiaomi, а по выручке от продаж - Samsung, Apple, Honor. В целом за период с начала года рынок не показал падения продаж год к году. Текущий спрос демонстрирует позитивную динамику, но дальнейшее поведение потребителей будет обусловлено как их покупательной способностью, так и ситуацией с коронавирусом", - сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе "Билайна".
Представитель пресс-службы Tele2 отмечает, что по итогам первого полугодия, несмотря на влияние пандемии, продажи устройств в розничной сети Tele2 выросли на 3% год к году в штуках. "Для полноценного пользования цифровыми сервисами клиенты выбирают более качественные и дорогие смартфоны, поэтому в денежном эквиваленте в январе-июне 2020 г. продажи показали рост на 22% год к году. Самые продаваемые модели в рознице Tele2 - смартфоны Samsung, Huawei, Xiaomi и Honor", - сообщили в пресс-службе. "В период карантинных ограничений розничная сеть Tele2 продолжала работать с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Нам удалось минимизировать влияние кризиса на продажи за счет промоактивностей, дающих хорошую скидку на ключевые бренды потребительских предпочтений, и гибких программ кредита и рассрочки. Например, Tele2 совместно с "Почта банком" предложила клиентам удобную годовую рассрочку с минимальными платежами в первые месяцы. Пока такие продукты востребованы среди клиентов, которые хотят заменить бюджетное устройство на более дорогое", - сообщили в пресс-службе Tele2. По их данным, в столичной сети в мае продажи устройств в денежном эквиваленте выросли на 8% год к году. В посткарантинный период москвичи отдают предпочтение менее дорогим устройствам: лидерами продаж стали смартфоны стоимостью 5-10 тыс. руб. - их доля в мае составила 45%. Самый высокий рост в московской рознице показали устройства в ценовом диапазоне 10-15 тыс. руб. с долей 23% и приростом 15 п.п. год к году.
"В апреле-мае 2020 г. продажи смартфонов в сети "МегаФона" были ниже по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. на 17% в штуках и на 20% в денежном выражении", - делится информацией генеральный директор "МегаФон Ритейл" Андрей Левыкин. По его словам, в июне продажи по-прежнему были ниже, чем в прошлом году, но уже на 4% в количественном и на 5% в денежном выражении. По словам Андрея Левыкина, в топ-5 производителей в июне традиционно вошли Samsung, Honor, Xiaomi, Huawei и Apple.
Руководитель группы закупок смартфонов и планшетов компании "Ситилинк" Сергей Ворзов отмечает, что по итогам первого полугодия 2020 г. наблюдается рост продаж смартфонов в денежном выражении на 76% по сравнению с прошлым годом. В I квартале рынок показывал рост. По словам Сергея Ворзова, в сети "Ситилинк" зафиксирована положительная динамика с увеличением продаж на 62% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). "Продажи носимых устройств (гаджетов) показали рост на 70% в денежном выражении по сравнению с шестью месяцами 2019 г. Во II квартале из-за распространения вируса было замедление рынка. В условиях пандемии происходило перетекание продаж в онлайн-каналы. Мы как лидеры e-commerce достигли увеличения роста продаж смартфонов на 92% в денежном выражении по итогам II квартала, по сравнению с прошлым годом. Топ-5 производителей составили Xiaomi, Honor, Apple, Samsung, Huawei. Мы связываем рост продаж с несколькими факторами, определяющими поведение потребителей: покупки в ожидании изменения цен в связи с волатильностью на рынке валют; перераспределение свободных средств от поступивших социальных трансфертов от государства; желание приобрести более современный гаджет как средство развлечения в ситуации отказа от отпусков и поездок за границу. Если не будет второй волны распространения вируса, то мы ожидаем сохранения собственной положительной динамики продаж в III квартале в рамках прогнозов роста всего рынка", - сообщает "Ситилинк".
Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отмечает, что тенденцией почти во всех странах стал существенный рост дистанционных покупок. А в их структуре, по словам Евгения Миронюка, сегмент электроники - основной. "Заметна направленность большинства интернет-магазинов на продажу электроники и соответствие клиентских ожиданий от покупки онлайн потребительским свойствам товаров в сегменте электроники. Этого нельзя сказать о заказе услуг, таких, например, как заказ турпутевок посредством онлайн. Ну и, конечно, сам туристический сезон во многом не оправдывает ожиданий большинства. Поездка на российский курорт или на дачу не является полноценной заменой отпуску за границей, что изменяет структуру спроса", - отмечает Евгений Миронюк. По его мнению, так как электроника, гаджеты не являются предметами первой необходимости, то ввиду роста безработицы это негативно влияет на спрос, но, с другой стороны, стимулом является необходимость дистанционной удаленной работы, что поддерживает продажи.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что, строго говоря, нельзя исключить, что люди тратят деньги и на другие товары и услуги, которые не продает оператор. "Хотя в материалах ссылаются и на исследователей, работающих в принадлежащем оператору банке, а не непосредственно в сети цифровой техники, возникает вопрос: достаточно ли учтена статистика других приобретений, кроме гаджетов? Ведь если о гаджетах аналитики принадлежащего оператору банка могут иметь данные от оператора, то о газонокосилках, электрических пилах, плитке и цементе у них данных нет. Аналитики банка могли бы владеть этими данными, если бы клиенты брали кредиты на покупку плитки или электропил. Однако если, как сообщают аналитики, у людей за время пандемии накопились сбережения и они могут потратить их на гаджеты - они могут потратить их и на товары для обустройства дома. Исследователи не видят ни того, ни другого, потому что эти траты производятся из сбережений, а не в кредит. Но если о покупках гаджетов им сообщает оператор, то о прочих - не сообщает никто", - подчеркивает Леонид Делицын. На его взгляд, люди покупают плитку, кирпич, брус, саженцы, материалы для ремонта, электрические пилы, газонокосилки и даже дрова, чтобы печь топить, но исследователи не узнают об этом, пока следующая эпидемия не вынудит продавать в салонах операторов связи газонокосилки или дрова. Кроме того, по мнению Леонида Делицына, исследование говорит о том, что в I квартале этого года, то есть до коронавируса, россияне накупили столько гаджетов, что хватило бы, чтобы покрыть провал в статистике, вызванный пандемией. "Действительно, в период коронавируса продажи упали, но по итогам выросли на 3% в натуральном и на 5,1% в денежном выражении. Значит, падение было компенсировано продажами в зимний период. По-видимому, на это время приходился пик благосостояния россиян, который помог им запастись полезными для дома и для работы на удаленке - о которой они тогда еще не подозревали, - гаджетами", - отмечает аналитик.