Магистральщики встали на шелковый путь
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
26.02.2010
Объем продаж российских операторов на рынке евроазиатского транзита в 2009 г. превысил $60 млн, что на 15% больше показателя 2008 г. В 2010 г. рост объемов трафика на евроазиатском направлении приведет к увеличению выручки до $90 млн и росту доле рынка выше 10% для российских операторов, работающих на магистральном рынке, считают эксперты ComNews Research. При этом популярность российского маршрута трафика напрямую будет зависеть от того, как активно отечественные магистральщики будут снижать цены на пропуск международного трафика и аренду каналов.
Общая доля России в передаче данных на маршруте Европа - Азия осталась примерно на прежнем уровне - в 2009 г. в денежном выражении она не превышала 8%. По мнению аналитика ComNews Research Артема Акчурина, основная причина непопулярности российского маршрута при передачи трафика между Европой и Азией заключается в более высокой стоимости услуг российских игроков телекоммуникационного рынка. "На фоне мирового тренда снижения цен на пропуск международного трафика и аренду каналов темп снижения стоимости услуг российских операторов в 2009 г. выглядел впечатляюще - ежегодно в среднем 20%. Но это снижение цен значительного роста доли на рынке не приносило, так как цены российских операторов изначально были выше цен на конкурирующих маршрутах: трансиндийского (через Средиземное море, Среднюю Азию и Индийский океан) и тихоокеанского (через Атлантику, США и Тихий океан)", - поясняет Артем Акчурин.
"Российским операторам важно было правильно позиционировать свой продукт. Ясно, что при загруженности мощных глобальных подводных систем на уровне не более 20-25%, конкурировать по цене с ними было бессмысленно. Российские операторы выбрали премиальную нишу каналов с минимальной задержкой. Такую позицию трудно нарушить или атаковать, так как за нас работает география", - поясняет позицию компании вице-президент по связям с общественностью одного из крупных российских магистральных операторов "Компания ТранксТелеКом" (ТТК) Аркадий Матковский.
Основное конкурентное преимущество российского маршрута, соглашается Артем Акчурин, - в 1,5-2 раза меньшая задержка при передаче данных. Дело в том, что протяженность российского пути составляет 14 тыс. км, что на 11 тыс. км и 7 тыс. км короче тихоокеанского и трансиндийского маршрутов соответственно. "Если учесть меньшую стоимость эксплуатации менее протяженной наземной кабельной системы - налицо значительный потенциал дальнейшего снижения цен российских компаний. Несмотря на это явное преимущество, цены российских операторов до сих пор остаются в среднем примерно на 20% выше, чем у конкурентов", - говорится в исследовании ComNews Research. Так, по итогам 2009 г. стоимость канала STM-1 между Лондоном и Гонконгом на российском маршруте составляла минимум $31 тыс. в месяц, при $25 тыс. и $21 тыс. на тихоокеанском и трансиндийском маршрутах соответственно.
По прогнозам аналитической компании, в 2010 г. российская доля рынка евроазиатского транзита вырастет на 50% - до $90 млн и превысит 10% совокупного объема передачи трафика между Европой и Азией. По оценке Аркадия Матковского, за последние три года рост трафика (в емкостном выражении - Гбит/с) на всех направлениях, включая Трансатлантику, не опускался ниже 50-60%. "На наземном участке Европа - Азия в 2009 г. он был даже на уровне 80-90%", - отмечает Аркадий Матковский.
Сама ТТК в 2009 г. доумощнила магистральную емкость, зарезервированную под евроазиатский транзит, до 110 Гбит/с. К июню этого года оператор вместе с Huawei намерен завершить очередной этап развития сети, после чего полоса пропускания федеральной DWDM-сети ТТК увеличится в среднем в два раза, а емкость каналов в зарубежном сегменте сети ТТК - почти в 2,3 раза. Аналогичные проекты на территории России Huawei выполняет также для другого крупного национального оператора - для "Ростелекома" (см. новость ComNews от 5 февраля 2010 г.).
По мнению ComNews Research, главными драйверами роста российского сегмента евроазиатского транзита останутся возрастающий трафик на евроазиатском направлении (70-80% ежегодно), а главное - продолжение политики снижения цен "Ростелекома" и ТТК на аренду каналов в сетях ТЕА (проект "Транзит Европа - Азия") и трансконтинентального маршрута EurasiaHighway, соответственно.