Представители поколений "беби-бумеров", поколений X/Y и поколения Z (так называемые зумеры) прошли тестирование уровня цифровой грамотности. Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями есть, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы.

© ComNews
16.06.2020

По результатам тестирования уровня цифровой грамотности среди различных поколений россиян аналитический центр НАФИ пришел к выводу, что 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 6% - начальным, причем уровень цифровой грамотности подростков выше, чем в среднем по России.

Представители поколений "беби-бумеров" (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (так называемые зумеры, 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале "Цифровой гражданин". Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы: так, людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности среди поколения Z - 36%, с базовым уровнем - 60%, с начальным - 4%. В поколениях Х/Y распределение по уровням цифровой грамотности похоже (30% - продвинутый уровень, 64% - базовый, 6% - начальный). Поколение "беби-бумеров" отстает: у 12% продвинутый уровень, у 78% - базовый, у 10% - начальный.

Некоторые цифровые компетенции, по которым были получены низкие баллы в ходе тестирования цифровой грамотности, совпадают для "зумеров" и "беби-бумеров". Так, оба поколения получили низкие баллы по блокам вопросов, посвященных работе с информацией в интернете и оценке ее достоверности, по влиянию цифровых устройств на физическое и психическое здоровье, настройке программного обеспечения. Многих представителей поколений "зумеров" и "беби-бумеров" также объединяет отсутствие установок на познание нового в цифровой сфере.

"Ожидания касательно уровня цифровой грамотности молодого поколения сильно завышены", - комментирует результаты исследование директор РОЦИТ Сергей Гребенников. По его словам, несмотря на взросление этого поколения в окружении гаджетов и онлайн-сервисов, у него значительно проседают навыки и компетенции в области цифровой безопасности. "Эти же выводы подтверждают результаты ежегодной всероссийской образовательной акции "Цифровой Диктант 2020", прошедшей в марте-апреле этого года уже во второй раз. В частности, подростки 14-17 лет показали себя самой уязвимой возрастной группой, среднее значение уровня цифровой грамотности этой аудитории составило 6,77 балла из 10 возможных. Примечательно, что более 50% подростков не знают признаки заражения компьютера вирусом", - сообщает Сергей Гребенников.

Сергей Гребенников отмечает, что РОЦИТ как общественная организация активно занимается вопросами измерения и повышения цифровой грамотности граждан с 2015 г. "На протяжении всего этого времени мы лоббируем введение уроков по цифровой грамотности в школах на регулярной основе, а также разрабатываем образовательно-просветительские материалы для пользователей всех возрастов и наполняем собственную онлайн-библиотеку. За это время число организаций, которые уделяют внимание цифровой грамотности, значительно выросло, а задача по повышению цифровой грамотности даже вошла в национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации". Однако на данный момент все еще не решена главная проблема - многие граждане не замотивированы к самостоятельному повышению своей цифровой грамотности, а потому нуждаются в комплексном просвещении, в том числе через государственную систему образования", - сообщает Сергей Гребенников.

На вопрос, нужно ли вводить обязательные уроки по цифровой грамотности для широких слоев населения, Сергей Гребенников отвечает, что цифровая грамотность уже давно стала неотъемлемой частью жизни людей всех возрастов и профессий. "Независимо от того, пользуемся ли мы технологиями в работе, мы пользуемся ими в повседневной жизни для связи друг с другом, совершения покупок, получения государственных услуг и т.д. Не уделяя внимание своим цифровым компетенциям и цифровой безопасности, люди рискуют встретиться с мошенничеством и потерять свои средства, время и нервы. От этой угрозы не застрахован ни один пользователь, а потому просвещение широких слоев населения является обязательным", - считает Сергей Гребенников.

Директор по направлению "Кадры для цифровой экономики" организации "Цифровая экономика" Сергей Пилипенко полагает, что ситуация последних месяцев подчеркнула актуальность цифровой грамотности для всех слоев населения страны. Результаты исследования, на его взгляд, отражают общую для всего населения потребность в нынешних условиях владеть, по крайней мере, цифровой грамотностью.

"Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и ключевых компетенций цифровой экономики - одно из основных направлений федпроекта "Кадры для цифровой экономики". С 2019 гю реализуется проект по предоставлению персональных цифровых сертификатов на развитие у населения компетенций цифровой экономики, в том числе связанных с программированием, большими данными, кибербезопасностью, искусственным интеллектом, промышленным дизайном и др. В прошлом году сертификаты получили 5000 человек, в этом году будет распределено еще 33 тыс. сертификатов, а к 2024 г. их число достигнет 1 млн", - информирует Сергей Пилипенко. По его словам, еще одним важным направлением федпроекта является возможность бесплатно учиться на перспективных для молодежи ИТ-направлениях. "Так, объем бюджетных мест для поступающих в вузы на направления по информатике и математике ежегодно увеличивается более чем на 10 тыс. человек. К 2024 г. планируется довести прием на ИT-специальности до 120 тыс. человек в год", - подчеркивает Сергей Пилипенко.

"Дополнительно к перечисленному в 2020 г. будут разработаны программы переподготовки высвободившихся низкоквалифицированных кадров и работников устаревающих профессий в соответствии с актуальными потребностями рынка труда, в том числе с учетом наиболее пострадавших в результате пандемии коронавируса отраслей и вызовов системы образования, которая оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение. Для решения этих проблем в 2020 г. будут проведены соответствующие ускоренные программы переподготовки. Одно из серьезных требований нынешней ситуации - это необходимость более тесной взаимной работы государственных и коммерческих структур", - говорит Сергей Пилипенко. Он считает, что, безусловно, нужно решать проблему цифровой грамотности для широких слоев населения, а также необходимо делать ее более адресной, с учетом соответствующих запросов и задач, которые решаются людьми в своей повседневной и профессиональной деятельности. "Поскольку цифровая грамотность становится в эпоху цифровизации экономики неотъемлемой составляющей жизнедеятельности любого человека, для разных категорий лиц нужны разные инструменты в части реализации образовательных программ как общего, так и высшего образования. Цифровая грамотность должна быть включена во все образовательные стандарты и содержать как универсальные компетенции, так и ориентированные на решение профессиональных задач", - сообщает Сергей Пилипенко.

Директор по развитию web-технологий компании Artezio (входит в группу "Ланит") Сергей Матусевич считает, что для молодого поколения цифровые технологии - это часть жизни, поэтому у них выше навыки использования программных и аппаратных инструментов. Однако, по его мнению, это не означает, что государству не нужно вмешиваться в процесс обучения и оставить освоение цифрового мира без контроля. "Одна из проблем - узкий фокус молодежи на определенные программные продукты или возможности. Так называемое продвинутое поколение, как правило, зацикливается на коммуникативных и развлекательных возможностях цифровых технологий. Это логично, ведь знакомство с "цифрой", как правило, происходит в детском возрасте, когда интерес человека сфокусирован на общении и отдыхе. Поэтому обучение в этой сфере, целенаправленные методики расширения горизонта знаний просто необходимы. Без этого только очень любознательные дети будут понимать, что цифровой мир является многогранным, а технологии можно использовать по-разному", - полагает Сергей Матусевич.

"Роль государства в этом процессе может считаться первостепенной. Не все родители способны передать знания о цифровом мире или сфокусировать внимание ребенка на возможностях современных аппаратных решений. Чтобы проблема низкой цифровой грамотности решалась, нужна реформа школьного образования с учетом специфики развития технологий. Роль цифрового мира за последние годы в России серьезно выросла. Однако объем школьного образования по этому профилю изменился незначительно. Часто мы сталкиваемся с устаревшими представлениями школы о компьютерных технологиях. В идеале школа должна идти в ногу с технологическим развитием, демонстрировать передовые разработки, увлекать молодежь прорывными изобретениями. В этом случае Россия получит не только пользу от качественного школьного образования, но и решение проблемы с развитием ИТ-индустрии. От такого подхода можно ожидать всплеска инноваций и появления эффективных российских решений, которые будут востребованы во всем мире", - подчеркивает Сергей Матусевич.

Технический директор компании "Системы компьютерного зрения" (входит в группу компаний "Ланит") Михаил Смирнов подчеркивает, что поколение Z больше времени проводит за смартфонами и компьютерами - они зарегистрированы в социальных сетях, потребляют контент и там же его создают. "Молодежь прекрасно разбирается, как оформить подписку на сервис, где ее отключить и как залить историю в Instagram. Они уже выросли в цифровой среде и не представляют без нее жизни. Тем не менее цифровая среда не заканчивается в социальных сетях и поисковых системах. Цифровая грамотность - не прерогатива только молодежи. Все больше бизнесов и госструктур переходят в онлайн. А это подразумевает популяризацию digital-сервисов, наращивание их пользовательской базы. Нельзя говорить, что молодежь больше просвещена в цифровую среду. Более взрослые поколения могут обрести цифровую грамотность в равной мере", - делится мнением Михаил Смирнов. На его взгляд, проблема низкой цифровой грамотности решается понятными в использовании цифровыми продуктами. "Интуитивно понятный интерфейс и функционал - это ключевые факторы успеха. Например, Apple сделала использование компьютеров более распространенным как раз благодаря более "человечному" подходу к созданию ПК. Точно такая же история и с мобильными гаджетами", - полагает Михаил Смирнов. Он подчеркивает также, что цифровизация наступила далеко не везде. "Во многих регионах РФ до сих пор нет нормальной сотовой связи, не говоря уже об интернете. Цифровой грамотности не нужно обучать принудительно. Люди сами ее приобретут, если это будет необходимо, - например, попросят детей, внуков или же разберутся сами", - считает Михаил Смирнов.

"Молодое поколение более "продвинуто" в цифровом мире. Поколение формировалось одновременно с развитием цифровых технологий, и для них цифровой мир - наиболее комфортная среда обитания: как для коммуникаций, так и для поиска информации. Цифровые устройства неразрывно связаны с поколением Z на подсознательном уровне", - отмечает технический директор компании "Техносерв" Юрий Корчуков. По его мнению, развитие и повышение уровня цифровой грамотности зависит как от необходимости использования цифровых технологий (учеба, работа, развлечения), так и от просветительской деятельности (принципы работы с персональными данными в цифровом мире, способы их защиты, а также способы поиска и использования информации). "Просветительская деятельность возможна как в форме использования государственных сервисов с максимально простыми пользовательскими интерфейсами, так и с помощью дополнительных образовательных сервисов, разъясняющих новые возможности, демонстрирующих простоту и удобство в использовании цифровых продуктов", - считает Юрий Корчуков.

"Думаю, что формирование обязательных способов получения навыков работы с цифровыми продуктами малопродуктивно. Залог успеха в массовом переходе на цифровые сервисы я вижу в простоте получения таких услуг, их гарантированном получении, соответствии требованиям по защите данных", - делится мнением Юрий Корчуков.

Директор по инновациям ИТ-компании "Крок" Алексей Смирнов говорит, что, если посмотреть исследование и выводы из него, то видно, что "слабое место" "зумеров" - в тех сервисах, которые создаются не для них и не учитывают их способ мышления и пользовательский опыт. Это финансовые сервисы, государственные услуги, платежные сервисы - то есть те сервисы, которые создавались в первую очередь для "беби-бумеров" и поколений X/Y. "Я бы оценивал "продвинутость" молодого поколения с точки зрения естественности использования цифровых инструментов, а в этом они могут дать фору любому из нас. Как говорится, они родились со смартфоном в руках", - убежден Алексей Смирнов. На его взгляд, в исследовании верно отмечено, что все обучение цифровой грамотности носит случайный и бытовой характер. "Дети что-то показывают родителям, друзья делятся между собой новыми инструментами. Необходимо переводить цифровую грамотность в разряд обязательных soft skills, которым учат в школе, вузах, курсах повышения квалификации, встраивают в программы корпоративного обучения. Государство должно поддерживать данные инициативы, внедряя курсы по цифровой грамотности в программы обязательного среднего образования, запуская курсы для пожилых, уделяя этому внимание в телевизионных и радиопередачах, то есть во всех основных каналах информирования и обучения граждан", - полагает Алексей Смирнов.

На вопрос, нужно ли делать обязательным образование по цифровой грамотности, Алексей Смирнов отвечает положительно, так как это обязательное условие для дальнейшей цифровизации экономики и повседневной жизни. "Недостаточное инвестирование в цифровую грамотность и доступность цифровых сервисов для всех слоев населения может привести к проблеме так называемого цифрового неравенства. Так, например, сложности с использованием сайтов для поиска работы может значительно затруднить карьерный рост, а отсутствие доступа к государственным и муниципальным услугам осложнит жизнь любого человека в целом", - делится мнением Алексей Смирнов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что если судить по тем вопросам, которые были заданы для проведения исследования, то какие-либо выводы будет сделать сложно. "Предположим, выяснили, что цифровые невежды не умеют отличать форматы компании Microsoft (.xls) от графических форматов (.gif и .jpeg) вне зависимости от возраста. Так это и зависит не от возраста, а от того, работает ли индивид c продуктами фирмы Microsoft или графическими форматами. К примеру, требуется знать, как закрепить значение числа в ячейке электронной таблицы, как указать диапазон ячеек. Однако не требуется знать, как объединить фреймы библиотеки Pandas. Четыре вопроса были посвящены формулам Excel. Есть вопрос про интерфейс Adobe Photoshop, но нет про Gimp. Поэтому я окажусь заметно грамотнее многих (например, я лучше знаю формулы в Excel), а какой-нибудь хакер или линуксоид провалит такой тест, даже если он молод", - считает Леонид Делицын. Он подчеркивает, что сложные признаки, такие как "цифровая грамотность", нельзя измерить небольшим числом вопросов. "Составители возлагают надежды на то, что если составить большой опросник, то грамотные будут отвечать верно на большее число вопросов. К примеру, я не знаю ответ про Photoshop, но справляюсь с формулами Excel. Но откуда составителям заранее известно, кто грамотен, а кто нет? Отчего они отождествляют знание некоторых программ с грамотностью? Нет, во мне не говорит обида - я набрал 85% с резюме "продвинутый" по всем пяти компонентам", - размышляет Леонид Делицын о качестве полученных результатов исследования.

Такого же мнения придерживается и заместитель генерального директора группы компаний Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов. "Результаты данного исследования, к сожалению, не могут в полной мере отразить степень "продвинутости" разных поколений в цифровом мире", - отмечает Андрей Шолохов. Он говорит, что сам прошел этот тест (64 вопроса за 16 минут) и получил оценку "продвинутый уровень цифровой грамотности" (84%). По его словам, вопросы в тесте встречаются разные - например, на общую эрудированность (IoT - интернет вещей), логику безопасного общения в интернете. Ответы на них действительно могут показать определенный уровень общего развития респондента. Однако ответы на большинство вопросов очень сильно зависят от используемого инструмента (Windows, Word, Excel, google, html и т.п.). "Во-первых, существуют альтернативные системы, где сочетания быстрых клавиш другие, а во-вторых каждый конкретный человек обычно использует свой набор инструментов для работы в цифровой среде. Он может не знать некоторых особенностей инструментов, которые не использует каждый день. С этой точки зрения более 50% теста - это слабое доказательство необходимости цифрового ликбеза. ИТ - это просто набор инструментов для выполнения рабочих задач, соответственно, для каждой профессии будет свой уровень грамотности как цифровой, так и, например, с точки зрения математики или грамматики русского языка", - отмечает Андрей Шолохов

По его мнению, большая разница между поколениями X/Y и Z состоит в том, что первые очень часто начинали изучать компьютер именно с точки зрения выполнения рабочих обязанностей, и у них есть одновременно некий базовый уровень цифровой грамотности и более узкие специализированные знания. Большинство представителей поколения Z, как отмечает Андрей Шолохов, пока знают компьютер или планшет с обывательской точки зрения, поэтому в целом могут проигрывать представителям более старших поколений с цифровым опытом. Более легкий доступ к компьютеру не определяет способность решать цифровые задачи, скорее наоборот. Повышение общего уровня эрудиции и образованности повысит и общий уровень цифровой грамотности, но не наоборот.

"Базовое обучение навыкам работы с компьютером уже сейчас включено в школьную программу, кроме того, во многих регионах существуют специальные программы по повышению компьютерной грамотности для взрослых. Имеет смысл расширить их и проводить дискуссии по темам, которые требуют пристального внимания, таким как кибербезопасность, либо актуальны для большинства людей в их профессиональной деятельности - навыки создания презентаций, работа с текстовыми редакторами и таблицами. Не лишним был бы спецкурс по программированию на уровне старших классов", - говорит Андрей Шолохов.

Новости из связанных рубрик