В Государственную Думу РФ внесен законопроект, направленный на запрет блокировки и на разблокировку уже заблокированных информационных ресурсов (например, мессенджера Telegram), которые при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации информируют о ней. В пояснительной записке со ссылкой на заместителя главы Минкомсвязи РФ Алексея Волина сказано, что использование мессенджера Telegram в России является законным, а его дальнейшее блокирование - нецелесообразным.
© ComNews
16.06.2020

Депутаты Госдумы от партии "Справедливая Россия" Федот Тумусов, Дмитрий Ионин и Александр Терентьев внесли на рассмотрение проект Федерального закона №972279-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Документ размещен в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Законопроект направлен на запрет блокировки информационных ресурсов и на разблокировку уже заблокированных информационных ресурсов (например, мессенджер Telegram), которые при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации осуществляют информирование о ней, а также являются основными источниками получения информации о текущей ситуации для органов государственной власти и должностных лиц.

В пояснительной записке к законопроекту необходимость запрета блокировки информационных ресурсов и разблокировки уже заблокированных информационных ресурсов при режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации объясняется на примере мессенджера Telegram: "Во-первых, несмотря на предпринятые Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций меры заблокировать данный сервис, мессенджер Telegram остается доступным для скачивания и использования на территории РФ. Как признал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Волин А.К., полная блокировка Telegram в России не представляется возможной. Помимо этого, Волин А.К. также подтвердил, что решение о блокировке сервиса технически не означает запрет на его использование. Таким образом, использование мессенджера Telegram в России является законным, а его дальнейшее блокирование - нецелесообразным. Во-вторых, множество российских государственных органов, таких как Минкомсвязи РФ, Оперативный штаб по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в Москве, используют мессенджер Telegram официально как один из своих основных информационных ресурсов в сети "Интернет".

В-третьих, поясняют авторы законопроекта, указанные государственные органы через данный сервис информируют граждан РФ о первостепенной и главной проблеме, с которой столкнулись все страны мира, - о коронавирусной инфекции. "Используя мессенджер Telegram, государственные органы держат в курсе последних событий и оповещают жителей России о мерах, предпринимаемых государством для успешной борьбы с пандемией. Таким образом, указанный сервис выполняет важную социальную функцию. Учитывая вышеперечисленное, данный законопроект предлагает не блокировать те информационные сервисы, которыми пользуются органы государственной власти в целях исполнения возложенных на них полномочий", - сказано в пояснительной записке.

Законопроект №972279-7 предусматривает обязанность оператора связи не ограничивать доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" в отношении тех организаторов распространения информации в сети "Интернет", сервис которых является официальным сервисом для государственных органов и их должностных лиц по распространению и получению информации о текущей ситуации. Перечень вышеуказанных операторов распространения информации в сети "Интернет" утверждается правительством Российской Федерации. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На взгляд специалистов ПАО "Ростелеком", необоснованно и избыточно устанавливать новую обязанность операторов связи, которые в случае принятия законопроекта в представленной редакции будут обязаны выявлять информационные ресурсы согласно перечню, утверждаемому правительством РФ, среди поступающих от Роскомнадзора по системе взаимодействия сведений о ресурсах, подлежащих блокировке. "Оператор связи согласно частям 2 и 3 статьи 15.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и постановления правительства РФ от 31.07.2014 №745 "О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ограничивает доступ в соответствии с указанием Роскомнадзора, в котором содержится информация о сетевом адресе, и (или) доменном имени, и (или) указателях страниц сайта в сети "Интернет", которые позволяют получить доступ к информационному ресурсу. Поэтому правильнее было бы, чтобы сведения об ОРИ, указанных в законопроекте, изначально не поступали к операторам связи с указанием об ограничении доступа", - рассказал корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".

Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сообщил, что в соответствии с действующим законодательством автоматически блокируется доступ к IP-адресам, веб-страницам и доменным именам, которые попадают в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора. "Если ведомство решит исключить какой-либо интернет-сайт из своего списка, он также автоматически станет доступен пользователям нашей сети", - добавил он.

Напомним, что, согласно решению Таганского районного суда Москвы, Telegram заблокирован за неисполнение Telegram Messenger Limited Liability Partnership обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Юристы оценивают законопроект по-разному

Адвокат Александр Титов не уверен, что этот законопроект поможет даже Telegram. Но точно уверен, что он будет вреден российской государственности. "Законопроектом предлагается наделить правительство правом признать Telegram официальным сервисом государственных органов и должностных лиц. Не думаю, что правительство на такой шаг пойдет и признает компанию, нарушающую российское законодательство, официальным мессенджером государственных органов, - считает Александр Титов. - Очень странная логика у депутатов. Вместо того чтобы изменить сами требования 10.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", они предлагают правительству выдавать своего рода индульгенцию для нарушителей закона. Не удивлюсь, если эта группа депутатов следующим шагом предложит поправки в Уголовный кодекс, позволяющие освобождать преступников, полезных для народного хозяйства".

Павел Катков, владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" (технология KIP MONITOR) пояснил, что если законопроект примут, то это избавит от блокировки сервисы, которые используются государственными органами и их должностными лицами для распространения информации в целях реализации своих полномочий. "При этом перечень операторов таких сервисов утверждается правительством РФ. Соответственно, для того чтобы Telegram или иной сервис были освобождены от блокировки, должно наступить одновременно два события: этот сервис должен использоваться органом власти и его должностными лицами, а оператор этого сервиса должен быть включен в утвержденный правительством перечень. Законопроект не связывает освобождение официального сервиса от блокировки с ЧС или другим подобным режимом. Операторы связи не будут блокировать их в случае их наличия в перечне правительства вне зависимости от других обстоятельств", - рассказал Павел Катков корреспонденту ComNews.

Касаемо формулировок и их подводных камней он отметил следующее: "В определении "официального сервиса" используется такой признак, как "использование государственными органами и их должностными лицами". Во-первых, с точки зрения юридической техники, было бы корректнее указать "или" либо "и/или", так как союз "и" буквально означает использование и тем, и другим субъектом. Во-вторых, использование "должностными лицами для распространения информации в целях реализации своих полномочий" - формулировка довольно размытая. Официальный аккаунт ведомства - это понятный случай. А личный аккаунт депутата, чиновника министерства, иного должностного лица, через который он, тем не менее, что-то пишет в паблик по работе - уже менее, ведь это до бесконечности расширяет круг возможных "освобожденцев". В некоторой степени, правда, эта проблема купирована перечнем правительства, это разумный инструмент. Резюмируя, отмечу, что в случае принятия законопроекта в России появится новый, ранее не существовавший механизм освобождения от блокировки интернет-сервисов постановлением правительства, при этом статус сервиса, от заблокированного до освобожденного от блокировки, может меняться в обе стороны неограниченное количество раз по мере включения его в перечень правительств и исключения из него".

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин сказал, что в настоящее время сложилась патовая ситуация, когда есть вступившее в силу судебное решение о блокировке с одной стороны и невозможность его исполнить - с другой. "Ситуация давно требовала разрешения. Разумеется, ссылка на использование того или иного ресурса органами государственной власти как на причину, по которой ресурс не может быть заблокирован, является не более чем предлогом для снятия противоречия между запретом и невозможностью его реализовать. Единственной причиной для принятия настоящих изменений в закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" является отсутствие у государства технической возможности для блокировки Telegram. К тому же это прямо следует из пояснительной записки и никем не оспаривается. Проблему нужно было рано или поздно решать, и найденный вариант решения является вполне приемлемым", - считает Алексей Сулин.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко имеет полярное мнение. "Перечень операторов распространения информации в сети интернет утверждается правительством РФ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть не обязательно для Telegram, а только тем мессенджерам, что установит правительство. И учитывая состав инициаторов документа, не факт, что законопроект будет принят. А если его и примут, то Telegram не попадет в список правительства. Сервис будет действовать не только при ЧС. Главное, чтобы он был официальным для госорганов и их должностных лиц по распространению и получению информации о текущей ситуации. То есть ограничений нет. Но, по моему мнению, этот ЗП сделан для легализации будущего госмессенджера. Будет в постановлении правительства указан он", - прокомментировал Дмитрий Галушко.

Представитель пресс-службы консорциума "Телекоммуникационные технологии" (АНО ТТ) отметил, что мессенджеры стали важным каналом коммуникаций и безусловно требуется нормативная база, определяющая их работу, не только в части блокировки. "Темпы изменений сейчас таковы, что нормативная база во многих отраслях отстает от практики применения и мы видим недостаток нормативно-правового регулирования не только в части инструментов коммуникаций, но и в других вопросах, касающихся новых технологий и развития высокотехнологичной индустрии", - объяснил он.

По мнению партнера и директора компании "Интеллектуальный Резерв" Павла Мясоедова в результате принятия этого законопроекта выиграют все мессенджеры, которые пользуются популярностью на территории страны, поскольку государство этим документом подтверждает их важность. "Мессенджеры используются органами власти, являются официальными каналами для министерств и ведомств, а также выполняют важную социальную функцию, информируя население о различных ЧС и передавая рекомендации от МЧС, Роспотребнадзора, Минздрава и т.д. В частности, информацию о распространении коронавируса на территории страны, а также о мерах противодействия распространению эпидемии около 15% наших граждан получали с помощью Telegram и других аналогичных источников информации. После принятия законопроекта эта сфера коммуникаций получит импульс к дальнейшему развитию, так как позволит более плотно взаимодействовать с органами власти и расширять социальные функции мессенджеров", - говорит Павел Мясоедов.

Новости из связанных рубрик