Смартфон, QR-код и ЭЦП - вот мои документы
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
На минувшей неделе на федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект постановления правительства, разработчиком которого значится Минкомсвязь РФ. В документе прописан порядок проведения в Москве эксперимента по созданию мобильного приложения "Мобильный идентификатор", которое можно будет использовать взамен паспорта.
Согласно размещенному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов документу, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года на территории Москвы предлагается провести эксперимент по созданию, предоставлению, активации и применению мобильного приложения "Мобильный идентификатор" взамен основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ при предоставлении отдельных государственных, муниципальных и иных услуг. При этом разработать мобильное приложение планируется к 31 августа 2020 года, а активировать приложение и начать его использовать можно будет с 1 декабря текущего года.
По данным авторов НПА, в рамках эксперимента планируется "создать условия для повышения скорости обслуживания граждан и создание комфортных условий для бизнеса при оказании государственных и коммерческих услуг, а также цифровая трансформация услуг и взаимоотношений в обществе". Граждане смогут предоставлять вместо паспорта сгенерированный в приложении QR-код, а также использовать для идентификации технологию NFC.
Согласно проекту Минкомсвязи, граждане, активировавшие приложение в пилотных отделениях МФЦ, смогут использовать его для получения отдельных государственных, муниципальных и иных услуг. В перечень услуг, предоставление которых на территории Москвы сможет осуществляться с применением приложения "Мобильный идентификатор", входит 26 сервисов, среди которых - заключение в электронном виде договора купли-продажи нового транспортного средства, заключение трудовых договоров в электронном виде, покупка авиа- и ж/д билетов на рейсы внутреннего сообщения, подтверждение совершеннолетнего возраста гражданином РФ при покупке алкогольной или табачной продукции и целый ряд других. Предоставление некоторых услуг требует также получения усиленной квалифицированной электронной подписи.
В ходе пилотного проекта использовать приложение вместо паспорта смогут москвичи от 18 лет, имеющие верифицированную учетную запись на портале госуслуг и действующий паспорт. Для получения и активации мобильного приложения гражданин должен обратиться в один из пилотных многофункциональных центров и предоставить необходимые документы. Мобильное приложение сможет применяться как при личном, так и при удаленном обращении за предоставлением государственных, муниципальных и иных услуг в рамках эксперимента.
Интерес разработчиков НПА к созданию электронного аналога паспорта понятен, ведь это же "цифровая трансформация услуг и взаимоотношений в обществе", а также возможность обкатать еще один способ идентификации граждан.
Не исключено, что авторы вдохновлялись также недавними "ноу-хау" с электронными пропусками (все с теми же QR-кодами), которые начали применять в Москве и некоторых других городах с приходом коронавируса и введением режима вынужденной самоизоляции. Первый день работы пропускного режима в Москве, правда, ознаменовался очередями и пробками, да и впоследствии система постоянно давала сбои и вместо цифрового сервиса превратилась для людей в цифровую обузу.
Каковы бы ни были побудительные причины, появление электронного аналога паспорта вызывает целый ряд вопросов, как локальных, связанных с особенностями использования, так и стратегических - о том, с той ли стороны власть подходит к теме цифровизации удостоверения личности и инструментов идентификации в целом.
Говоря о локальных вопросах: тема безопасности использования такого приложения выходит на первый план, причем безопасности в самом широком смысле. В том числе возможных манипуляций и мошенничества с помощью такого приложения: от относительно невинной схемы (взял смартфон с "Мобильным идентификатором" у старшего товарища и купил алкоголь, хотя тебе нет 18 лет) до откровенной уголовщины (оформил договор купли-продажи автомобиля на чужой "электронный паспорт").
Кроме того, вопросы информационной безопасности не отменял никто. Кража, утечка, уничтожение персональных данных граждан - все эти прелести тем больше проявляют себя, чем больше баз данных создается (в том числе и государством). Кроме того, даже при условии, что само приложение будет "до последнего винтика" сделано отечественными специалистами, гарантий того, что в него не "подсадят" нужные строчки кода позже - никаких. В рассматриваемом НПА прямо говорится, что "для получения и активации мобильного приложения гражданин ... самостоятельно с использованием общедоступных источников (магазинов приложений) устанавливает соответствующее мобильное приложение, а затем обращается в пилотный многофункциональный центр". Основными магазинами приложений являются AppStore и Google Play, а владеют ими, соответственно, Apple и Google - компании из страны, которая является "самым большим другом" России, и мы уже не раз имели возможность узнать, как это "бесконечно лояльное" к нам государство умеет следить и за своими, и за не своими гражданами при помощи ИТ-средств.
Говоря о вопросах общих, стратегических, создается впечатление, что власть подходит к теме цифровизации удостоверения личности и инструментов идентификации в целом не с той стороны, а точнее выстраивая неверную парадигму в условном проекте "электронный документ, удостоверяющий личность".
Начнем с того, что "Мобильный идентификатор" - не первая и не вторая попытка создать электронный аналог документа, позволяющего идентифицировать гражданина и дающего возможность подтверждать личность при получении тех или иных услуг.
Одним из самых одиозных проектов по этой теме была "Универсальная электронная карта" (УЭК). Проект начался в 2010 году: предполагалось, что карты УЭК будут иметь платежное, социальное, транспортное, банковское и другие приложения. С 2014 года планировалась обязательная выдача карт всем гражданам России, но потом от этой идеи отказались. Сбербанк, как основной реализатор этого проекта, предлагал также создать на основе карт УЭК электронный паспорт гражданина, но удача была не на его стороне. Сейчас проект, по сути, свернут.
Проект по созданию Единой биометрической системы (ЕБС) также можно отнести к инициативам, связанным с созданием баз данных для идентификации граждан. Из той же области и создание федерального информационного регистра (которым будет управлять ФНС), содержащего сведения о населении России (законопроект уже принят в третьем чтении). Добавим к этому всевозможные "карты москвича", "карты петербуржца" и другие локальные проекты по выпуску условных электронных идентификаторов.
Если говорить в целом, то стратегия государственных органов в вопросе "цифровизации" идентификационных инструментов выглядит как бег по кругу, при котором каждый раз новое руководство, например, Минкомсвязи начинает создавать свой проект, плодя новые базы данных.
Мобильное ли приложение или пластиковая карта - все равно это документы персонального ношения. И создание еще одного инструмента кардинально ситуацию не поменяет. Изменить ситуацию может иной подход к цифровизации удостоверения личности и инструментов идентификации, а именно - начать не с создания очередного аналога паспорта, а с наведения порядка в государственных информационных системах (ГИС), обеспечив их эффективное взаимодействие, либо создав некий "реестр реестров". И только когда эта часть системы будет работать эффективно - делать единый конечный продукт. При этом можно вовсе отказаться от документов персонального ношения. Надежным идентификатором видится биометрия или просто цифровая выписка из реестра по онлайн-запросу.