АО "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" создало "Uber для ЖКХ". Решение позволит с помощью специального мобильного приложения подавать онлайн-заявки на услуги ЖКХ и в режиме реального времени отслеживать статус выполнения обращений, оценивать качество предоставленных услуг и получать обратную связь от ответственных лиц. Аналитики полагают, что это не "уберизация", а преувеличение.

© ComNews
21.01.2020

Система, созданная челябинским радиозаводом "Полет" (входит в концерн "Вега" холдинга "Росэлектроника"), функционирует в круглосуточном режиме и может объединять сразу несколько онлайн-сервисов, позволяющих местным жителям подавать заявки на уборку территорий, ремонт коммуникаций, устранение аварий и иных чрезвычайных ситуаций. Также пользователи в режиме реального времени смогут видеть информацию о загруженности служб ЖКХ и выбирать лучший момент для подачи обращений.

Все собранные с помощью интеллектуальной системы заявки поступают в диспетчерский центр, где в автоматическом режиме проводится их модерация и распределение, что обеспечивает оперативность и синхронность взаимодействия всех городских служб. Система самостоятельно формирует рекомендации для диспетчеров, а также статистику работы муниципальных служб, включая использование спецтехники. Исполнители поддерживают связь с центром мониторинга также при помощи мобильного приложения и направляют фотоотчет по мере отработки заявки.

Пилотный проект по внедрению системы стартовал в городе Кыштым Челябинской области. "Задача пилотного проекта - сделать взаимодействие коммунальных служб и горожан простым и удобным, ведь основной целью любых проектов умного города является создание экономически эффективной, комфортной и безопасной среды, ориентированной на потребности горожан. После апробации нашей системы управления в сфере ЖКХ в Кыштыме планируется ее внедрение в других муниципалитетах Южного Урала", - отметил генеральный директор ЧРЗ "Полет" Александр Нестеров.

"Использование интеллектуальной платформы обеспечит более эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством, повысит оперативность принятия управленческих решений, позволит устранить нарушения в работе управляющих компаний и ТСЖ, поможет быстрее отрабатывать обращения граждан и синхронизировать работу всех служб по управлению городским хозяйством. Платформа будет интегрироваться с ранее приобретенными и вновь внедряемыми информационными системами", - отметила глава Кыштымского городского округа Людмила Шеболаева.

Впрочем, похожий продукт был представлен ранее. Городская служба сервиса Gorserv (ООО "Горсерв") в партнерстве с управляющей компанией "ПИК-Комфорт" (входит в структуру ПАО "Группа компаний ПИК") занялась оказанием сервисных услуг по модели UBER. Все заявки от жителей домов, нуждающихся в решении бытовых проблем, поступают в цифровую платформу Gorserv, а затем распределяются между мастерами (см. новость ComNews от 11 июля 2018 г.). На вопрос ComNews о том, в чем уникальность представленного "Росэлектроникой" решения, в пресс-службе не ответили.

Ознакомившись с релизом, аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев вовсе не стал называть внедрение такой системы "уберизацией". "Это, на мой взгляд, преувеличение, - подчеркивает он. - Все-таки основное преимущество Uber - не просто в мобильном приложении, а в том, что это конкурентная среда, где ищут друга-друга пассажиры и таксисты. В сфере ЖКХ все-таки потребители коммунальных услуг достаточно жестко привязаны к поставщикам услуг и исполнителям заказов, тут выбирать, как говорится, не приходится".

Другое дело, продолжает Алексей Калачев, что сервис размещения электронных заявок с функцией контроля их выполнения и обратной связью более технологичен, нагляден и удобен для пользователей, чем существующий в большинстве жилых комплексов. "С этой точки зрения я бы сравнил его скорее с порталом "Госуслуги", существующим уже несколько лет и успешно развивающимся. Только, может быть, проект "Росэлектроники" более функционально совершенен и технологически продвинут", - предположил аналитик "Финама". Алексей Калачев отмечает, что главным преимуществом такого решения может стать его интеграция в систему "Умный город".

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин оценил рынок уберизации ЖКХ в 20 млрд руб. Однако инвестиции в данный сектор идут темпами быстрее номинального ВВП, то есть двузначными, но он не генерирует устойчивой прибыли ввиду конкуренции по цене с "серым" и "теневым" секторами. Впрочем, замечает Александр Осин, пока в РФ подобных решений немного.

"Застой в экономике не позволяет предприятиям сферы услуг конкурировать не только по цене, но и по качеству предоставляемого сервиса за счет возможности для средних по размеру экономических агентов получать крайне дешевые кредиты и пользоваться значимыми налоговыми льготами. При этом оценочные нормы чистой рентабельности в 20% высоки для бизнеса, ограничивают - в отсутствие возможностей значимого сокращения стоимости услуг - возможности для развития даже для крупных операторов. Для них есть только одна возможность продвижения на этом рынке - оказывать услуги хуже, чем частники, сокращая издержки на обслуживание", - говорит аналитик "Финама".

Новости из связанных рубрик