В условиях возросшей конкуренции в медиаотрасли и, в частности, оттока выручки от рекламы к блогерам у игроков рынка один выход - заинтересовать и удержать аудиторию контентом. Однако, чтобы создавать качественный продукт, небольшим операторам нужны средства, а получить их становится все труднее из-за бесплатного распространения 20 каналов двух федеральных мультиплексов.
© ComNews
04.12.2019

3 декабря состоялась "ПКВС-day" - ежегодная бизнес-конференция для операторов кабельного и спутникового телевидения, которую проводит "Первый канал. Всемирная сеть" (ПКВС).

Открыл конференцию замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, рассказав о тенденциях развития медиаотрасли. В качестве основной он назвал безумно возрастающую конкуренцию. "Количество игроков на рынке стало больше, чем зарегистрированных СМИ. Это могут быть индивидуальные блогеры, иностранные площадки, которые оттягивают на себя время людей и деньги с рекламных рынков. Блогеры забирают от 10 млрд до 15 млрд руб. в год. Это сопоставимо с объемом рекламы на всех радиостанциях в РФ. Причем эти 10-15 млрд не образовались сами по себе дополнительно, они перераспределились из тех рекламных бюджетов, которые на рынок пришли. Следовательно, их недополучили те люди, которые профессионально производят контент. Это серьезный вызов, и способ борьбы - заинтересовать и удержать аудиторию контентом", - рассказал замглавы министерства. Он предложил расширить рынок за счет платных сервисов, потому что если игроки не начнут помимо рекламы продавать контент, то многие не выживут в условиях жесткой конкуренции.

"Игроков сейчас больше, чем рынок способен прокормить. Цифровизация усилила конкуренцию. Когда каналы пришли в кабель, на спутник и в цифровой эфир, то необходимость в региональном партнерстве отпала. Это толкает региональные каналы уделять внимание самопрограммированию. Мы видим удивительную вещь - обсуждение третьего мультиплекса. Однако на сегодняшний день только 29 региональных каналов способны заполнить пять часов эфира для первого и второго мультиплекса. В условиях "недотелевидения" часть игроков должны будут или консолидироваться, или перестраиваться, или заняться чем-то еще, - заявил Алексей Волин. - Мы считаем, что главным результатом цифровизации стало усиление конкуренции. Потребитель выигрывает, а каналам стало хуже: каждому надо будет находить свое лицо. Модель телеканала как универсальной кинобудки уже не работает".

Генеральный директор компании Mediascope Руслан Тагиев сказал, что телевидение находится в переходном периоде и через несколько лет индустрия будет в другой реальности. Он пояснил, что исторически в медиаиндустрии сложились три монополии: на интертеймент, на охват, на контент и таланты. "Первые две потеряны всерьез, а над третьей надо думать, чтобы не потерять и ее. Модель, при которой ТВ-рынок был построен на рекламе, уходит в прошлое. Очевидно, что рекламный рынок не сможет прокормить большинство каналов. Если не брать деньги с абонентов, то нужны внешние источники финансирования", - отметил Руслан Тагиев.

Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин считает, что переход на цифру мало что изменил для кабельных операторов. "По крайней мере, я ничего не слышал об этом. А вот происходящие изменения в регулировании могут повлиять на рынок существенно. Кто-то пытается перекроить рынок за счет необязательного, а может быть и вредного регулирования. В будущем каждый будет смотреть что хочет, когда и где хочет. Регулирование, которое возникает сейчас, может этому помешать. Мы ведем борьбу с законопроектом, который превратит обязательные каналы в такое же количество запрещенных каналов. Если законопроект примут, нам будет запрещено в интернете распространять 20 телеканалов, останется только один. Это очень большая проблема, которая может привести к разрушению информационного пространства в России", - рассказал Михаил Силин.

Он имел в виду законопроект о еди­ном пос­тавщи­ке телекон­тента в ин­терне­те, который уже прошел первое чтение (см. новость ComNews от 13 ноября 2019 г.).

Алексей Волин ответил Михаилу Силину, что Минкомсвязи не было инициатором этого законопроекта, но речь не идет о кабельных операторах. "Законопроект касается исключительно ОТТ-сервисов. Мы видим, что вокруг законопроекта происходят позитивные изменения. За ТВ-каналами оставили право вещать со своих платформ, а значит, игроков останется 20", - подчеркнул замминистра.

Небольших операторов представлял президент Ассоциации операторов кабельного телевидения "Макател" Алексей Амелькин. В выступлении он сделал акцент на госполитике в пользу крупных игроков и отметил, что в России наметилась тенденция скупки мелких операторов. "Государство - это тот игрок на рынке, который мешает больше всего. Он виновник всех бед операторов. Он замечает слонят, а мышей, как мы, не видит. Задавили - и ладно. За последний год эта тенденция нарастает, я боюсь, что мелкие операторы продаются очень дешево", - заявил Алексей Амелькин.

Он отметил, что после начала цифровизации начался отток абонентов. "Мы 20 лет учили людей платить, и тут пришло государство и дало 20 бесплатных каналов. Для нас история не заканчивается. До сих пор ФГУП "РТРС" не наладило эфир, как надо. Проблем много. Недавно часть приставок отключились. Я общался с поставщиком оборудования для РТРС. Я опущу технические подробности, но многое было нарушено уже на стадии производства. В итоге оператор становится виновным, например, в том, что "Россия 1" "пищит" несколько дней по всей стране. Это случилось неделю назад. Москва не заметила, а в регионах "Россия 1" "пищит". Буква "а" на экранах не пропадает. Люди уходят в эфир. Проблема цифровизации не дает роста рынку платных каналов. Продавать невозможно, потому что крупные каналы ходят рядом с государством и они получают демпинговую монополию. Письма в ФАС пропадают. В ведомстве нам отвечают, что они ничего не получили. В ФАС говорят, что не получают жалоб на крупных операторов, хотя есть квитанции, что письмо дошло. Из-за монополии государства и его поведения мы не можем поднять цены на контент и, соответственно, производить свой. Сериалы всем смотреть по третьему кругу надоедает, и мы теряем абонентов. Я вижу, что телевидение не пропадет, но возможности на рынке упущены. Останется несколько операторов, которые принудительно поднимут цены, но абоненты уже уйдут в интернет. Как операторы мы все умрем, но хотелось бы, чтобы государство не помогало. Дешевый контент - не значит качественный", - произнес неутешительную речь Алексей Амелькин.

Алексей Волин не оставил претензии президента ассоциации без внимания и ответил, что российские избиратели и налогоплательщики должны быть регулятору благодарны.

"Что грядет цифровизация, было известно заранее. Про букву "а" - при чем тут государство? Не надо было воровать сигнал из аналога, можно было бы воровать хотя бы со спутника, тогда бы не было буквы "а". За несколько лет был объявлен график отключения аналога, все желающие могли подготовиться. Также 63 региональных канала получили возможность и начали вещать в качестве врезок на ОТР, для этого надо было перестроить сеть на 7+3. Да, в некоторых регионах увеличилось в 10 раз количество звонков в колл-центр - с 12 до 120. У нас контент очень качественный, мы умеем производить контент за малые деньги. Малый и средний бизнес должен сам развиваться, чтобы находить новые ниши. У крупных игроков больше уходит времени, чтобы придумать что-то новое, они неповоротливы. Задача мелкого бизнеса - находиться в движении и отгрызать ниши, которые крупному недоступны. Рассчитывать на памперс от государства не надо", - дал отпор замминистра.

Директор дирекции креативного планирования Первого канала Елена Афанасьева подбодрила региональных вещателей. "Мыши не собираются умирать раньше времени. В регионах люди любят родной контент и с удовольствием смотрят. Вы такие же игроки на рынке, как и крупные компании", - обратилась она к мелкому бизнесу.

Михаил Силин принял сторону и тех, и других. "Для мелких операторов неконструктивно искать свои проблемы в пиратстве и крупных операторах. Смотреть на себя надо: что сделать, чтобы абонент смотрел ваш контент. На рынке много востребованных каналов. Мне представляется, что даже у малых кабельных каналов есть ресурс, чтобы заинтересовать своих абонентов. Но, с другой стороны, не соглашусь с Алексеем Волиным. Все-таки задача министерства - поддерживать малый и средний бизнес, и демпинг крупных операторов - это не то, что для развития страны здорово.

Для потребителей это неплохо, но не для рынка - низкие цены сдерживают и рынок связи, и рынок производства контента. Это тема, которая заслуживает осмысления", - пояснил он.

Директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов отметил, что рынок консолидируется во всем мире, доля крупных игроков там - три, четыре оператора, которые охватывают 80% аудитории. "В Европе - более 11 тыс. каналов, и цифра растет. Для них 1% аудитории - как праздник. У нас на рынке крупных игроков, на которых приходится 80% абонентской базы, - восемь. За счет чего рынок выживает - постоянное общение с абонентом. Параллельная реальность будет нарастать, я призываю всех не пытаться это регулировать. Переход произойдет естественно", - уверен Дмитрий Колесов.

Новости из связанных рубрик