УЦН работает на тройку
Эксперты проводили мониторинг с 31 октября по 15 ноября. В ходе него было опрошено более 650 сельских жителей. Проверялось наличие точки доступа в населенном пункте, удобство ее расположения, возможность подключения, скорость передачи данных и наличие информационных памяток для населения.
Руководитель экспертно-аналитического центра Российского союза сельской молодежи Наталья Федякова рассказала корреспонденту ComNews, что мониторинг проводился впервые. "В дальнейшем мы продолжим контролировать обеспечение сельчан доступом в интернет, так как на сегодняшний день удалось "посмотреть" только небольшую часть из установленных точек доступа. Результаты мониторинга будут направлены в Минкомсвязи в декабре, после их более глубокого анализа и проверки. Мы ожидаем устранения выявленных проблем в тех селах, где точки не соответствуют требованиям. Также мы внесем предложения по изменению подходов к информированию жителей об их работе. Экспертами нашего проекта уже разработана памятка по пользованию точками доступа, и наши активисты продолжат распространять ее среди сельских жителей", - прокомментировала Наталья Федякова.
"Цифровое неравенство - одна из причин оттока сельского населения в города. Национальная программа по его устранению выполняется - до конца 2019 г. точки доступа должны быть установлены почти в 14 тыс. удаленных населенных пунктов. Успехи есть, однако этот процесс идет неравномерно. Мониторинг показал, что 21,6% жителей не знают о точках доступа в своих селах, а 20% говорят, что они расположены неудобно - вдали от социально значимых объектов", - заявила координатор проекта "Село. Территория развития", председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.
Так, к примеру, время пути до точки доступа в сельском поселении Заречно-Вишурское Шарканского района Удмуртии превысило у активистов установленную норму в один час. Подключиться к ней не удалось. Похожие случаи есть и в других субъектах.
"В поселке Заозерный Сортавальского района мы увидели, что точка доступа находится на территории неблагоустроенного земельного участка, к столбу ведет тропинка, по которой в межсезонье очень трудно проходить из-за слякоти и грязи", - рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ, координатор проекта Народного фронта "Село. Территория развития" в Карелии Владимир Кванин.
Почти треть респондентов заявили, что им не хватает скорости интернета. По данным мониторинга, более 43% проверенных точек не соответствуют требованиям федерального закона "О связи" в части подключения и скоростного режима доступа. В списке населенных пунктов, где скорость передачи данных составила менее 3 Мбит/с, сельские поселения Иванковское Ивановской области, Агаракское и Володинское в Тюменской области, село Бутырки Челябинской области и ряд других.
Исследователи отметили в отчете, что альтернативой для большинства опрошенных является мобильный интернет (43,1%). Однако мониторинг показал, что для 13% граждан точка доступа является единственной возможностью выйти в интернет. Это говорит о высокой социальной значимости услуги.
"В ходе проверки в некоторых населенных пунктах региона активистам приходилось объяснять людям, для чего вообще нужны эти точки доступа и как ими пользоваться. Это обусловлено отсутствием памяток по подключению к точкам, опознавательных знаков на них, недостаточной работой по консультированию населения", - отметил координатор проекта "Село. Территория развития" в Удмуртии, председатель регионального отделения РССМ Данис Искандаров.
Активисты обещают, что информацию о всех выявленных нарушениях эксперты проекта доведут до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Представитель пресс-службы ПАО "Ростелеком" сказал корреспонденту ComNews, что в корпоративный центр "Ростелекома" инициаторы опроса не обращались. "Опрос показал высокую востребованность универсальных услуг связи. В частности, три четверти участников опроса - жителей малых сельских населенных пунктов уже пользуются услугой передачи данных в точках доступа Wi-Fi. "Ростелеком" максимально упростил пользование универсальными услугами связи. Необходимо только в соответствии с законодательством пройти несложную процедуру регистрации. По инициативе компании с 1 августа 2017 г. отменена плата за услуги точек доступа, таким образом, сельские жители могут пользоваться всеми возможностями всемирной паутины совершенно бесплатно. После этого количество сессий и интернет-трафик в точках доступа выросли многократно. Также отменена тарификация звонков на любые номера российских операторов с таксофонов универсальных услуг связи. При выборе мест размещения точек доступа обязательно запрашивается мнение местных администраций - они лучше знают, где установить оборудование. Зона покрытия - до 100 метров в радиусе от точки доступа, находиться в непосредственной близости к ней необязательно. Жители населенных пунктов, в которых установлены точки доступа, всегда могут обратиться по бесплатному номеру 8 800 301-00-35 для решения возникающих технических вопросов. Напомню, что недавно состоялось подключение юбилейной 10-тысячной точки доступа Wi-Fi (из 14 тыс. по госконтракту) - в бурятском селе Нестериха", - рассказал представитель пресс-службы "Ростелекома" корреспонденту ComNews.