С 2014 г. количество российских суперкомпьютерных систем в общемировом топ-500 неуклонно снижалось - с семи до трех в текущем году. Дно, по оценке директора Института программных систем РАН, члена-корреспондента Академии наук Сергея Абрамова, было достигнуто в середине текущего года, когда доля российских систем в общей мощности высокопроизводительных вычислителей снизилась до 0,24%. Однако запуск Сбербанком "Кристофари" увеличил эту долю более чем в вдвое - до 0,64%

© ComNews
28.11.2019

В Переславле Залесском открылся VIII Национальный суперкомпьютерный форум. Его открыл директор Института программных систем РАН, член-корреспондент Академии наук Сергей Абрамов. В текущем году появились некоторые поводы для оптимизма. Несмотря на то что количество российских систем в международном рейтинге топ-500 остается неизменным с 2017 г. и составляет всего три, в ноябре за счет запуска мощного суперкомпьютера "Кристофари" ситуация начала исправляться. Тем не менее успокаиваться рано. Отношение доли России в мировом ВВП к удельному весу в мощности суперкомпьютеров составляет 0,36 против 2,1 в Китае и 1,55 в США. Именно во столько раз, по мнению Сергея Абрамова, мы и отстаем от передовых стран, что не лучшим образом показывает реальную устремленность к цифровизации. При этом в 2010 г. данный показатель был на хорошем уровне и более чем в четыре раза превышал тот, что есть сейчас.

Основными факторами, по мнению Сергея Абрамова, являются "кошмаренье бизнеса", ярким примером чему является судьба генерального директора "Т-Платформ" Всеволода Опанасенко, падение активности потенциальных участников, а также раздробленность инфраструктуры. Также, как отметил менеджер по продуктам и решениям IBM Power Systems в России и СНГ Алексей Перевозчиков, в России сложилась неправильная ситуация в создании и разработке суперкомпьютеров, что заставляет компании делать небольшие системы, ориентируясь исключительно на свои внутренние нужды. Во всем остальном мире суперкомпьютеры строятся на основе щедро финансируемых программ в целях общего блага, по тем же принципам, что объекты телекоммуникационной или транспортной инфраструктуры, и воспользоваться ресурсами высокопроизводительных вычислений может любой желающий. И успех Китая в деле строительства суперкомпьютеров, которое финансируется государством и компаниями, - тому лишний пример.

Однако есть и объективные процессы. Так, известный математик Лев Щур обратил внимание на то, что технология научных суперкомпьютеров практически остановилась. По его оценке, существует лишь "полтора" приложения, которые не имеют ограничений по масштабированию. При этом производители компонентной базы практически уперлись в физический предел существующих технологий. Выходом тут может стать только развитие квантовых вычислений.

Тем не менее есть и положительные тенденции. Так, ведущие производители стандартных серверов, включая HPE, Huawei, Lenovo и ряд других, освоили производство суперкомпьютеров из готовых элементов, что позволяет создать систему под требования любого заказчика в немыслимые ранее сроки. При этом, наряду с x86-64, это оборудование может базироваться на других архитектурах: ARM, "Эльбрус", OpenPOWER. Да и у Intel появился достойный соперник в лице AMD.

Появляются и новые применения для суперкомпьютеров, главное из которых - создание сложных нейронных сетей, позволяющих реализовать сложные сценарии машинного обучения, и еще ближе подводит к созданию полноценного искусственного интеллекта. К слову, "Кристофари" рассчитан на решение в том числе и такого рода задач. И не случайно одним из новшеств на НСКФ 2019 стало появление профильной секции.

Новости из связанных рубрик