Статистики не могут измерить цифровую экономику
Первый проректор НИУ "Высшая школа экономики" (ВШЭ) Леонид Гохберг считает, что одна из базовых задач официальной статистики - определить, что такое цифровая экономика. По мнению эксперта, повестка цифровой экономики разнообразна, обширна и не ограничена цифровыми технологиями, которые зачастую являются объектами документов государственной политики. "Здесь речь идет о гораздо более широкой проблематике, включая и формирование новых бизнес-моделей, и культурные трансформации, и новые каналы коммуникации, и образ жизни", - перечислил Леонид Гохберг.
По его словам, многие традиционные подходы, которые приняты в статистике, обладают ограничениями в применении на практике. Таким образом, оценки могут быть неполными и не всесторонними. Наработки, как можно измерить цифровую экономику, есть у ВШЭ.
"Мы приняли в качестве рабочего определения цифровой экономики совокупность видов деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг. Такое простое определение позволило нам предложить некоторые методы расчета затрат на развитие цифровой экономики", - сказал Леонид Гохберг.
По оценкам ВШЭ, по итогам 2018 г. объем затрат на развитие цифровой экономики в России приближается к 3,8 трлн руб. При этом, добавил Леонид Гохберг, оказалось, что население тратит на цифровую экономику примерно столько же, сколько и бизнес. "Вот почему возникают различные подходы к подсчету цифровой экономики. Вплоть до интеграции социологических инструментов в традиционные форматы статистического наблюдения", - объясняет первый проректор ВШЭ.
Кроме того, есть вопрос вовлечения в статистику новых источников данных. Не все аспекты цифровой экономики поддаются традиционному статистическому наблюдению. Как отметил Леонид Гохберг, вопрос интеграции в статистику административных, коммерческих данных - это старая проблема, которая по-прежнему не решена, по крайней мере в России.
Директор департамента статистики ЦБ РФ Екатерина Прокунина полагает, что пока статистика находится "на пути осмысления всех аспектов изменения цифровой экономики". Она согласилась с представителем ВШЭ, что необходимо общемировое определение понятия "цифровая экономика" для статистики. "Мы должны для себя задаться вопросом: если мы говорим о цифровой экономике, то как ее измерение встраивается в ту универсальную систему измерения экономической деятельности, которая существует, и в нашей стране, и в других странах? Я имею в виду систему национальных счетов", - говорит Екатерина Прокунина.
По ее мнению, система национальных счетов не предусматривает "полное" измерение цифровой экономики, так как не дает ответов на вопросы, связанные с потреблением цифровых услуг и продуктов. "Также мы не вполне учитываем цифровую экономику, как, например, инфляцию. Исследователи считают, что недоучет цифрового сектора приводит к тому, что сегодня мы говорим о замедлении экономических темпов роста страны. И, возможно, если бы вот этот эффект цифровой экономики был учтен, то темпы роста были бы выше, а инфляция - ниже", - предположила специалист ЦБ.
Есть бесплатные цифровые услуги, такие как программное обеспечение например. И для статистиков неясно, как учитывать их экономический эффект.
"В моем понимании мы должны выходить за пределы системы. Очевидно, что она остается основой для измерения экономической деятельности в нашей стране, но мы должны говорить о распределительных счетах, которые строятся для дополнения макроэкономической статистики", - сказала Екатерина Прокунина. Специалист считает, что то, каким образом предоставляются цифровые услуги, и то, каким образом домохозяйства их потребляют - важно. "И, возможно, тут нам придется говорить не только о новых источниках данных, но еще и о новых методологиях измерения этих данных. И о том, что мы можем измерять, например, с помощью затрат прибыли", - полагает представитель ЦБ.
Она уверена, что финтех-деятельность должна быть учтена в финансовом секторе экономики, так как конечная цель этой деятельности - оказание финансовой услуги. В этом направлении Банк России намерен регулировать законодательство и прописывать в законопроектах право банка получать информацию о бизнесе финтех-компаний.
"В перспективе нам надо, конечно же, смотреть на потребление цифровых услуг, в первую очередь домашних хозяйств. Необходимо посмотреть, какой сегодня информации не хватает, чтобы со стороны потребителя взглянуть на цифровой сектор", - подытожила Екатерина Прокунина.
Начальник управления национальных счетов Федеральной службы государственной статистики Андрей Татаринов говорит, что подсчитать объем производства и объем потребления цифровым способом можно с помощью сателлитного счета (часть системы национальных счетов). Однако тогда измерять придется не только цифровые услуги и продукты в разных отраслях, но и в разных видах деятельности.
"Вторая большая сложность - нужно полностью менять производство структурных единиц, когда мы переходим к составлению счета производства. Вот эту роль в цифровом сателлитном счете предлагают закрепить за таблицами цифровых ресурсов и их использования, которые охватывают как производство, так и потребление продуктов и услуг", - пояснил Андрей Татаринов. Чтобы построить сателлитный счет цифровой экономики, нужно внести новые цифровые отрасли в систему национальных счетов, которые укладывались бы в классификации. Классификации также необходимо дополнить изменениями в производствах и выделить подвиды деятельности.
В числе актуальных методологических проблем статистики специалист, как и Екатерина Прокунина, отметил определение в рамках цифрового сателлитного счета стоимости производства и использования бесплатных цифровых услуг. "Оценка цифровых услуг, предоставляемых домашними хозяйствами, включая создание и предоставление информации, оценка стоимости информации как таковой и оценка вклада цифровых продуктов в производство", - перечислил эксперт.
Кроме того, есть также задача измерения выгод, которые получают потребители всех типов от использования цифровых продуктов.
Остается под вопросом и оценка капиталов интернет-компаний. Традиционные методы оценки для них не подходят, так как важнейшим фактором производств являются данные, которые также необходимо оценивать в стоимостном выражении. "Можно подходить к оценке информации как к оценке непроизведенных активов. То есть на основе метода чистой приведенной стоимости. Но тут существует проблема разделения непроизведенных активов. Пока мы их внутри не можем отделить друг от друга, но теоретически это возможно", - сказал Андрей Татаринов.
Заместитель председателя межгосударственного статистического комитета СНГ Андрей Косарев согласился с коллегами. По его мнению, вопрос - не только в определении, но в сопоставимости оценок в странах. "Вопрос, действительно, стоит в определении цифровой экономики. Особенно важно дать общемировое определение, чтобы мы могли измерять приблизительно одно и то же", - уверен эксперт.
Также нужно решить вопрос с классификатором: что делать с отраслями, какие новые отрасли в него добавить, что делать с классификацией продуктов, как ее развивать. Более того, говорит Андрей Косарев, есть еще вопрос цен. "Уровень цен на цифровые товары и услуги по-разному соотносится со средним национальным уровнем цен. Сейчас вся система статистики требует серьезной доработки. Нужно приводить всю общемировую систему к единым стандартам", - сделал вывод представитель статистического комитета СНГ.