Валерий
Кодачигов
Александр
Волобуев
07.11.2019

Крупные операторы связи инвестируют в сети заправок для электромобилей. Как выяснили "Известия", госпровайдер "Ростелеком" уже открыл 100 таких точек в Москве и области и занял около четверти рынка. А его крупнейший столичный конкурент МГТС установил первые 10 электрозаправок в городе.

Аналогичный проект был и у Yota, но сейчас он закрыт. Зарядные станции связисты пока рассматривают как имиджевые проекты, отмечают эксперты. Приносить прибыль они смогут, когда спрос на электромобили станет массовым.

Заправки на связи

Об интересе российских операторов (в первую очередь проводных) к электрозаправкам "Известиям" рассказали их представители. Так, "Ростелеком" с прошлого года развивает сеть таких станций в Москве и Подмосковье –– сейчас в ней уже 100 объектов, сообщил официальный представитель компании Валерий Костарев.

По оценкам Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ), в стране насчитывается всего около 350 общедоступных электрозаправочных станций (ЭЗС). Согласно статистике АЭТИ, на "Ростелеком" приходится свыше 28,5% из них.

Большинство ЭЗС расположено во дворах жилых домов, они предназначены для заправки не только автомобилей, но и электросамокатов, велосипедов и прочих устройств, рассказывает представитель "Ростелекома". Большая часть станций компании имеет мощность 22 кВт (зарядка на них занимает до восьми часов). Но есть и "быстрые" –– на 50 кВт (позволяют зарядить аккумулятор за 20–40 минут), рассказывает он. Долю таких зарядок в общем парке "Ростелекома" Валерий Костарев не назвал.

В российском офисе шведско-швейцарской ABB (производитель зарядок) "Известиям" сообщили, что в России сейчас около 100 быстрых зарядных станций на постоянном токе (50 кВт) и несколько сотен медленных (до 22 кВт).

"Ростелеком" рассматривает электрозаправки как часть проекта "Умный город", который компания реализует в 50 регионах. Они придают дополнительный функционал "умным" мачтам городского освещения, остановкам и парковкам, где расположены, поясняет Валерий Костарев.

В конце октября первые 10 электрозаправок в Москве открыла "дочка" МТС –– МГТС. Семь из них –– быстрые, 50-киловаттные, рассказывает директор департамента развития компании Дмитрий Зиненок. Он называет проект пилотным и планов по расширению сети не приводит. По его словам, на этапе тестирования услуга для владельцев электромобилей будет бесплатной.

Оператор рассчитывает на интерес столичных транспортников к проекту.

–– Московские городские власти приняли решение с 2021 года отказаться от закупки автобусов на моторном топливе и уже закупают самый современный российский электрический транспорт. Таким образом, развитие инфраструктуры ЭЗС можно рассматривать как необходимость, –– отмечает Дмитрий Зиненок.

Что касается электромобилей, то в России сегодня более 4,6 тыс. таких машин, из которых около 80% приходится на модель Nissan Leaf, свидетельствуют данные аналитического агентства "Автостат".

С электрозаправками экспериментируют компании связи, у которых есть избыточные электрические мощности, отмечает сотрудник одного из провайдеров.

Другие опрошенные "Известиями" сотовые и фиксированные операторы выходить на рынок ЭЗС пока не собираются. Но попытки такие предпринимались. Так, в 2015 году "Скартел" (работающая под брендом Yota "дочка" "Мегафона") и дистрибутор электромобилей Revolta Motors объявили о планах создания в Москве и Санкт-Петербурге сети из 100 ЭЗС. Участие в проекте оператор рассматривал как возможность "прощупать" новый сегмент, говорит представитель "Скартел". Но за несколько лет рынок электрокаров так и не стал значительным и, по оценкам экспертов, занимает менее 1% автомобильного. Поэтому Yota решила выйти из проекта, рассказал он "Известиям".

На перспективу

Операторы, чьи доходы от основного бизнеса сейчас растут крайне медленно, ищут пути его диверсификации и ЭЗС –– один из них, говорит гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. Пока, кроме расходов и имиджевых дивидендов, это им ничего не приносит. Но тенденции таковы, что за электромобилями будущее, поэтому и спрос на услуги ЭЗС относительно скоро станет массовым, уверен он. В тестовых зонах операторы нарабатывают необходимые компетенции, выстраивают отношения с поставщиками оборудования и электроэнергии, рассуждает эксперт.

Рынок электрозаправок в России сейчас пока зарождается, тем не менее осваивающим его связистам придется столкнуться с конкуренцией. Например, установкой зарядной инфраструктуры для электротранспорта в 2019 году также заинтересовались девелоперские компании. В Санкт-Петербурге уже есть отдельное положение в градостроительном законодательстве о том, чтобы устанавливать определенное количество ЭЗС (в зависимости от площади и других параметров) в новых домах, рассказала "Известиям" председатель АЭТИ Ия Гордеева. Но так как документ вступил в силу в январе 2019 года, результат будет виден только через несколько лет, считает она.

Ия Гордеева также отметила, что на рынок ЭЗС активно выходят и российские производители, в том числе предприятия концерна КРЭТ (структура "Ростеха"). Изначально поставщиками оборудования для электрозаправок были финские Ensto, затем на рынок вышли ABB, французская Schneider Electric, немецкая ABL Sursum и другие.

Также развитием инфраструктуры для электрокаров в России занимаются "Автодор" (управляет платными дорогами) и "Россети". Электросетевая компания, по данным на апрель 2019 года, установила 226 зарядных станций в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Тюмени, Сочи, Самаре, Красноярске и на острове Валаам. У "Автодора" ЭЗС есть на трассах М-1 "Беларусь", М-4 "Дон", М-3 "Украина", М-11 Москва — Санкт-Петербург, планируется их установка на ЦКАД.

По оценкам специалиста по оборудованию для зарядной инфраструктуры ABB Дмитрия Фомина, все электромобили в РФ потребляют в месяц всего 30 МВт/ч электроэнергии на публичных зарядных станциях. По словам эксперта, это, как правило, быстрые ЭЗС. При этом дефицит таких станций при нынешнем количестве электротранспорта в стране он оценивает примерно в 300 штук.

В Европе минимальное соотношение быстрых ЭЗС к числу электромобилей составляет 1:12. У нас в этом смысле явное отставание, добавил эксперт. Это связано с большими капитальными инвестициями и отсутствием реальной окупаемости затрат, считает он.

Новости из связанных рубрик