Путь цифрового самурая
Выступая на форуме "Цифровизация-2019" в Москве, заведующий кафедрой "Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления" Российского университета транспорта (МИИТ) Сергей Лобачев поделился выводами сравнительного анализа информатизации и цифровизации в образовании. Он отмечает, что развитие единой образовательной информационной среды нам преподносят как ноу-хау цифровизации. Хотя еще в 2001-2005 гг. существовала одноименная ФЦП. "В результате сопоставления невольно задумываешься, а не бег ли это по кругу?" - задается вопросом профессор МИИТ.
Сергей Лобачев убежден, что на сегодняшний день усилия в области цифровизации образования сконцентрированы не на том. "Характерной особенностью цифровизации является непомерная централизация (речь идет о Национальной платформе Открытого образования, в которую включено 16 вузов - здесь и далее прим. ComNews). Тогда как ранее существовал портал открытого образования (туда было включено около 150 вузов), где создавались региональные информационно-образовательные среды. Мы совершенно незаслуженно забыли модель открытых систем, - сетует он. - Также определенные преференции мы могли бы получить, если бы двигались по пути равноправия вузов, а не пытались выделять лидеров".
Для того чтобы правильно воспользоваться благами цифровизации, завкафедрой МИИТ предложил сохранить практические наработки вузов (единый интерфейс и единый протокол, но не единую платформу), уйти от административного определения ведущих вузов (передовые учебные заведение должны определять рынок и международное сообщество, а не чиновники) и распространять опыт.
Руководитель программ повышения квалификации Института дополнительного образования Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Алла Гусева полагает, что цифровизация - это процесс всепоглощающий, который охватывает все уровни образования. Тогда как информатизация была рассчитана на некоторый контингент и не была обязательна. "Основная идея цифровизации заключается в том, что мы все должны обучать детей, и дети должны понимать, каким образом работать с цифровым образовательным ресурсом. При информатизации мы могли выбирать, использовать технологии или нет", - рассуждает она. По словам доцента РГГУ, сейчас даже на уровне школы учителя обязаны овладевать технологическими навыками, что встречает сопротивление.
Директор центра образовательных проектов РАНХиГС Павел Рабинович обратил внимание участников на то, что "цифра" в виде роботизации и автоматизации постепенно ведет к изменению рынка труда. По его мнению, человек сохранит за собой право на труд в двух зонах. Первая зона неалгоритмического мышления (творчество, проектирование сложных систем и т.д.) и вторая зона, где заменить человека роботом будет экономически невыгодно. "Совокупно и та, и другая зоны составляют 25% от всей потребности в рабочей силе, - подсчитал Павел Рабинович. - Если мы посмотрим на текущую массовую школу, которая работает в режиме воспроизводства и приучает детей к жизни "по алгоритмам", то мы поймем, что школа становится местом, которое производит "будущих профессиональных безработных".
Именно поэтому текущий вызов школе заключается в смене образовательной парадигмы с бездумного воспроизводства на развитие мышления у детей. "С "цифрой" у человека появляются колоссальные возможности выбора. Вопрос в том, сумеет ли он распорядиться индивидуализацией и персонализацией и какой сделает выбор. Сможет ли он это сделать самостоятельно или выбор за него сделает платформа, - обозначает проблему Павел Рабинович. - Для одних людей это будет сценарий строительства собственной логистики, траектории развития, сбора цифровой образовательной среды под себя и формирования круга общения. Те, кто не сможет сделать этот выбор, получат решение от алгоритма".
Таким образом, говорит Павел Рабинович, это приближает нас к пониманию цифровой трансформации как к принципиальному переосмыслению основной деятельности на основе безграничных возможностей, которые дают цифровые технологии. "Мы называем его "путем цифрового самурая", реализовать который можно переходом от рассмотрения текущей деятельности в плоскость мышления с выработкой новых представлений, а также проектирования новой деятельности, на которую потом накладываются цифровые технологии для возможности использования всех этих перспектив", - резюмировал он.