Александр
Волобуев
Дмитрий
Литовкин
15.10.2019

В России создается инфраструктура под разработку и массовый выпуск крупных промышленных дронов. Для их сертификации организуют сеть испытательных площадок стоимостью не менее 570 млн рублей, сообщили "Известиям" в НТИ "Аэронет".

Это позволит наладить выдачу разрешений для аппаратов тяжелее 30 кг, их готовы использовать, в частности, промышленники и сельхозпредприятия. В результате отрасль беспилотной авиатехники получит серьезный импульс для развития. Однако проблема с сертификацией заключается не столько в отсутствии оборудованных полигонов, сколько в юридических пробелах — в нормативных актах пока просто нет подробных требований к дронам, отмечают эксперты.

Подготовят площадки

В России будет развернута сеть экспериментально-цифровых полигонов для проведения летно-конструкторских и сертификационных испытаний беспилотных авиационных систем (БАС), рассказал "Известиям" соруководитель группы "Аэронет" Национальной технологической инициативы (НТИ) Сергей Жуков. До 2021 года на проект планируется потратить не менее 570 млн рублей.

По его словам, проект был одобрен в начале октября межведомственной рабочей группой под руководством помощника президента Андрея Белоусова и вице-премьера Максима Акимова.

— Полигоны нужны для проектирования, испытания авиатехники и для ее сертификации. Процедура включает проверку самого беспилотника, а также его систем — винта, двигателя, наземных станций управления и каналов связи, — пояснил Сергей Жуков.

Он отметил, что сегодня специальные полигоны для испытаний беспилотников активно вводятся в эксплуатацию во всем мире. Например, в США их шесть. У нас есть концепция создания сети, в которую войдут как региональные, так и специализированные площадки. Первым узлом станет полигон на аэродроме Орловка в Тверской области, сказал он. Помимо этого в сотрудничестве с европейскими компаниями будет разработано необходимое программное обеспечение. Оно позволит моделировать разные режимы работы БАС (конструкции и полета) в виртуальной среде.

Существующие полигоны не приспособлены для испытания аппаратов весом 30–750 кг, пояснили "Известиям" в пресс-службе НТИ. Вместе с тем у коммерческих компаний есть потребность в их эксплуатации. В итоге есть заявки на сертификацию различных беспилотников, которые сейчас не выполнены.

Сегодня продажи тяжелых беспилотников гражданского назначения практически невозможны. В 2019–2022 годах более двух десятков компаний — разработчиков БАС планируют закончить ОКР и приступить к сертификации своих разработок, но не могут этого сделать, сказал "Известиям" исполнительный директор концерна "Международные аэронавигационные системы" (МАНС) Михаил Каневский.

Проблема сертификации заключается не только в отсутствии полигонов. До недавнего времени сама процедура не была описана в федеральных авиационных правилах, подчеркнул гендиректор ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев.

— В сентябре 2019 года вышел приказ Минтранса № 184 (вступает в действие в декабре. — "Известия"), который создает нормативную основу для сертификации авиатехники, в том числе беспилотников тяжелее 30 кг, — пояснил он. — Поэтому теперь сертификацию тяжелых БАС можно инициировать на основании сертификационных базисов, которые должны разработать сами компании.

В пресс-службе Минтранса сказали только, что беспилотные ВС массой свыше 30 кг подлежат сертификации, ее проводит Росавиация. Там на запрос "Известий" не ответили.

Универсальные дроны

Первыми специализированными площадками для испытания беспилотников помимо аэродрома Орловка могут стать экспериментальный гидродром ЦАГИ в Дубне, аэродромы Ульяновск-Восточный в Ульяновской области, Алферьево в Подмосковье и Киржач во Владимирской области, сообщается в презентации проекта НТИ (есть у "Известий"). В материалах поясняется, что БАС могут использоваться для мониторинга наземных объектов, доставки грузов и картографирования, охраны лесов (определение очагов возгорания, выявление участков сухостоя и прочее), сельхозработ.

Исполнительный директор "АвиаПорта" Олег Пантелеев отметил, что тяжелые беспилотники способны выполнять такие задачи с большей эффективностью, чем миниатюрные. В частности, они могут перевозить более серьезные грузы и осуществлять мониторинг протяженных объектов — газопроводов, дорог и линий электропередачи длиной 1,5–2 тыс. км.

— Создание полигонов для испытаний беспилотников и отладки технологий практикуется во всем мире, — сказал "Известиям" директор Центра перспективных исследований компании "Кронштадт" Владимир Воронов. — Они нужны, поскольку не каждая "беспилотная" фирма в состоянии содержать собственный испытательный комплекс.

По мнению независимого эксперта Антона Лаврова, такие испытательные центры упростят вывод на рынок крупных БАС для небольших компаний, что в конечном счете подстегнет их разработку в России.

Глава Copter Express Олег Понфиленок считает, что развитию сектора БАС в стране мешают бюрократические проволочки. Например, изменений в законодательство, которые позволят летать на высоте до 250 м без закрытия воздушного пространства, рынок ждет с 2015 года.

— Никто не сомневается в том, что испытательные площадки для дронов нужны. Но в России уже существует соответствующая инфраструктура — порядка 20 аэродромов экспериментальной авиации, а также аэродромы ДОСААФ, — напомнил Глеб Бабинцев.

Проект по созданию сети испытательных аэродромов для беспилотников эксперт назвал "весьма спорным".

Новости из связанных рубрик