Sumitomo покупает SPN Digital
© ComNews
13.07.2005
Сегодня японская корпорация Sumitomo объявит о приобретении пакета акций петербургской компании SPN Digital. Это первая публичная сделка по покупке российского контент-провайдера крупной международной корпорацией.
По данным источника ComNews.ru в SPN Publishing, сделка готовилась довольно давно. В результате Sumitomo приобрела долю SPN Digital, предположительно 50% акций. На японском сайте Sumitomo о сделке было объявлено еще 13 июня, но до официальной презентации компания предпочитает не оглашать подробности. По информации Japan Corporate News Network, в результате сделки к 2007 году компания SPN Digital будет способна обеспечить оборот в $82 млн.
Менеджер департамента телекоммуникационных проектов Sumitomo Александр Левченко сообщил: "Рынок продажи мобильного контента в России очень перспективен, значительно перспективнее рынка продажи трафика. У нас был выбор: либо создавать свою компанию в этом сегменте, либо искать существующую".
Управляющий директор i-Free Кирилл Петров рассказал ComNews.ru, что Sumitomo давно присматривала объект для инвестиций среди российских контент-провайдеров. Еще в сентябре 2004 г. Sumitomo обращалась в i-Free. "Но мы не нуждаемся пока в стороннем инвесторе, во всяком случае, рассматриваем далеко не все предложения", - говорит Кирилл Петров.
Свой выбор Sumitomo остановила на SPN Digital. Не исключено, что это связано с прежней структурой акционеров компании. В долях примерно 50 на 50 она принадлежала коммуникационному агентству SPN Group и российскому инвестору, который изначально вкладывал деньги в компанию, подразумевая продажу своей доли после повышения капитализации провайдера.
В Sumitomo считают SPN Digital хорошим партнером и уверены, что японские технологии позволят провайдеру выйти на качественно новый уровень. "Японский рынок контента один из наиболее развитых. У Sumitomo, как представителя рынка, накопился серьезный опыт производства своего продукта и адаптации чужого (европейского, американского и т.д.)", - комментирует аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Старший консультант iKS-Сonsulting Оксана Панкратова подчеркнула: "От своих партнеров Sumitomo не требует контрольного пакета акций, предоставляя в то же время широкие возможности международной сети компаний, так или иначе связанных с Sumitomo Corp.". "Мы не стремимся доминировать в союзе с SPN Digital, - вторит ей Александр Левченко, - для нас важнее, чтобы координируя наши действия мы смогли добиться максимальной прибыли для обеих сторон".
На российском рынке Sumitomo известна разработкой сервисов, связанных с мобильным позиционированием, для МТС и "МегаФона". В конце 2004 года компания создала многопользовательскую мобильную игру "Ночной дозор" по мотивам известного произведения и кинофильма.
По мнению директора по развитию "Связной Загрузка" Дмитрия Мартемьянова, желание Sumitomo закрепиться на российском рынке контента вполне понятно. Компания уже присутствует на развитых рынках. Однако если рост рынка в Японии составляет сейчас порядка 2%, то российский рынок контента увеличивается более чем на 100% в год. "Впрочем, из-за однообразия предложения его рост в 2005 году несколько замедлился", - отметил Дмитрий Мартемьянов. Он полагает, что рынок должны оживить новые мультимедийные сервисы. Зато российский рынок продолжает демонстрировать хорошие показатели по количеству пользователей абонентов мобильной связи. Уже в 2005 году по абсолютному числу абонентов Россия перегонит Японию.
Стоимость сделки, по мнению Дмитрия Мартемьянова, не превысит $10 млн. "Если сравнивать, то компания iTouch приобрела Jippii целиком за $25 млн", - сказал Дмитрий Мартемьянов.
Эльдар Муртазин полагает, что сейчас SPN Digital входит в пятерку крупнейших российских контент-провайдеров. "Между прочим, в 2001 году компания SPN Digital была безусловным лидером на рынке мобильного контента, - говорит он, - но в силу ошибочной маркетинговой политики утеряла свои позиции, так что эта сделка обоим партнерам безусловно выгодна". Оксана Панкратова из iKS-Сonsulting оценивает позиции провайдера скромнее - как присутствие в десятке сильнейших.