Ролевая "Сфера" станет мобильной
Вячеслав Ансимов
© ComNews
13.04.2005
Компания "Никита" разработала расширение онлайновой многопользовательской ролевой игры "Сфера" специально для мобильных платформ - КПК и смартфонов. Скоро участники популярной онлайновой игры смогут погружаться в виртуальный мир вдали от своих персональных компьютеров, сведя до минимума перерывы в игровом процессе.
Демонстрационная версия мобильной "Сферы" была представлена на прошедшей в начале апреля Конференции разработчиков компьютерных игр (КРИ 2005). Проект был признан лучшим в категории игр для портативных платформ.
Сетевая "Сфера" для настольных ПК была запущена в ноябре 2003 г. Она является совместным проектом фирмы 1С, компании "Никита" и компании "Яндекс". Это первая в России ролевая многопользовательская игра (MMORPG), которая до сих пор остается коммерчески успешной игрой такого класса. К настоящему моменту в игре побывало более 50 тысяч пользователей. Доступ к игре обходится участнику в $5 ежемесячно.
О мобильной версии "Сферы" ComNews.ru рассказал PR-менеджер компании "Никита" Ян Удрас: "Проект все еще в работе, и о точной дате выхода говорить пока рано. Возможно, что-то еще будет добавлено, возможно, что-то изменено. Пока на мобильной платформе реализована часть игровых возможностей - игрок с помощью КПК или смартфона может перемещаться в рамках торговой площади, торговать и общаться в чате с другими игроками. При переходе на портативные платформы графика "Сферы" осталась практически неизменной".
"На данный момент рынок мобильного контента быстро развивается, и разработка игровых проектов для беспроводных устройств имеет все шансы на успех, - считает Ян Удрас. - Проект "Сфера" в свое время доказал возможность существования российских глобальных многопользовательских онлайновых сервисов. Мобильная "Сфера" обозначила новый технологический виток эволюции российской игровой индустрии".
С перспективностью онлайновых многопользовательских игр для мобильных платформ на отечественном рынке вполне согласен аналитик Mobile research group Эльдар Муртазин: "На мой взгляд, это направление логичное и правильное, поскольку все больше людей начинают пользоваться смартфонами, отчасти и КПК популярны в крупных городах. Можно говорить о том, что пользователь, который играет в подобную компьютерную игру, охотно воспользуется и мобильным вариантом. Но вряд ли сама игра в массовом порядке станет мотивацией для приобретения смартфонов. Подобные устройства все-таки пока достаточно дорогостоящи. Средняя цена смартфонов, представленных на российском рынке, составляет около $450. К тому же, заметные суммы придется отдавать за беспроводной доступ в Интернет. Тем не менее, в будущем количество смартфонов, безусловно, будет расти, и все больше людей будет находить в игре свою прелесть".
Относительно перспектив российского рынка смартфонов Эльдар Муртазин отметил: "Номенклатура представленных на российском рынке моделей смартфонов ежемесячно увеличивается. Если на начало 2005 г. официально было представлено порядка двух десятков моделей, то к концу года, я думаю, это количество как минимум удвоится. Продажи вырастут в 3-4 раза, по сравнению с прошлым годом. В объемном отношении доля смартфонов и коммуникаторов увеличится, но не в разы, а на фоне общего роста рынка".
"В нарастающем по экспоненте игровом рынке мобильных устройств лучше себя будут чувствовать те компании, которые предлагают большую функциональность - полагает Эльдар Муртазин. - В этом отношении, на мой взгляд, "Сфера" - не самый оптимальный жанровый вариант для приложения сил. Здесь более интересными представляются игры, которые требуют некоего мониторинга в онлайне, например, массовые стратегии, завязанные на некие денежные отношения в виртуальном мире. В таких играх можно придумать много всевозможных приложений для мобильных устройств".
Однако как раз такую игру - "Пентакор" - ее создатель, компания "Вэб Плас", переводить на мобильные платформы не торопится. Онлайновую многопользовательскую игру "Пентакор. Владыки граней" петербургский интернет-провайдер запустил в январе 2005 г. Разработкой занималась команда, создавшая в 2003 г. ролевую игру для мобильных устройств "Сфера судьбы" по заказу сотового оператора "Скай Линк" (данный проект не получил развития).
Руководитель департамента развития компании "Вэб Плас" Сергей Житинский говорит: "Пентакор", строго говоря, нельзя назвать ролевой игрой, это больше стратегия, хотя там присутствуют ролевые аспекты, например, выбор профессии. Для нас не составляет проблемы написать мобильную версию для "Пентакора", поскольку у нас работают программисты, разрабатывавшие "Сферу судьбы". Однако для нашей игры мы пока не видим коммерческих перспектив в этом направлении".
Между тем, Сергей Житинский сообщил ComNews.ru, что в ближайший месяц-полтора компания все же намерена добавить к игре специальную функцию, позволяющую пользователю частично управлять игрой с мобильного телефона. В многопользовательских стратегиях игроку желательно подольше присутствовать в виртуальном мире для личного контроля и управления процессами, хотя их развитие продолжается и во время отсутствия игрока в онлайне. Облегчить жизнь занятым пользователям и призван помочь новый сервис.
Игрок сможет запрограммировать некую последовательность действий и запускать ее в виде макроса через SMS на игровой сервер. Когда пользователя нет за компьютером, но возникает необходимость срочно вмешаться в игру, можно, например, по звонку товарища послать ему на помощь войска. Наверное, со стороны подобные просьбы по телефону должны производить сильное впечатление на окружающих.
Сфера "до сих пор остается коммерчески успешной игрой такого класса" только по одной причине - это первая и единственная MMORPG на русском языке. Люди, которые играют в Сферу не уходят только из-за своих онлайн друзей и из-за незнания английского. Что касается технического воплощения игры - куча багов, откаты - если вы мазохист - это для Вас. Если с 2003 года разработчики не сумели довести игру до ума, то что же будет с мобильной версией