Паспорта включили в чек
Суд встал на сторону "Ростелекома" в споре с Минкомсвязью по поводу выплаты 464 млн руб. за обслуживание государственной системы миграционного учета и оформления паспортов. "Ростелеком", бесплатно оказавший в 2017 году эти услуги, был не вправе отказать заказчику, несмотря на отсутствие госконтракта, отмечают юристы. В Минкомсвязи планируют оспаривать решение суда.
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск "Ростелекома" к Минкомсвязи о взыскании неосновательного обогащения в размере 464 млн руб. Третьими лицами по делу проходят Минфин, МВД, ФСБ, Минобороны, МИД, Минтранс и Росморречфлот. Решение было принято 17 декабря, его полный текст опубликован 13 февраля. "С решением суда не согласны, будем оспаривать",— сообщил "Ъ" представитель Минкомсвязи Евгений Новиков.
Спор касался работы системы миграционного учета и оформления паспортов. Минкомсвязь, Минобороны, ФСБ, МВД, МИД и Росморречфлот пользуются ею с 2005 года, а "Ростелеком" с 2011 года назначен единственным исполнителем услуг по поддержке, эксплуатации и развитию системы. С "Ростелекомом" заключались госконтракты на эти работы, последний из которых завершен 31 декабря 2016 года, следует из решения суда. Уже без госконтракта в течение всего 2017 года "Ростелеком" продолжал оказывать услуги связи, увеличивая их объем, на основании писем Минкомсвязи и обращений других ведомств, говорится в документе. В августе 2017 года "Ростелеком" направил госорганам претензии на возмещение неосновательного обогащения, а в феврале 2018 года подал иск.
Как пояснили "Ъ" в МИДе, требования к министерству не могут быть удовлетворены, поскольку были заявлены к ненадлежащему ответчику. Аналогичной позиции придерживались и другие ответчики по делу. В сентябре единственным ответчиком осталась Минкомсвязь. При этом МИД, Минобороны, ФСБ и Росморречфлот не отрицали факта предоставления "Ростелекомом" услуг связи для работы системы. "Ростелеком" до сих пор не прекратил оказывать эти услуги, хотя в Минкомсвязи и секретариате вице-премьера Максима Акимова вчера не смогли уточнить, будет ли заключен с оператором новый госконтракт. В пресс-службе "Ростелекома" не стали комментировать ситуацию.
Если услуги были оказаны, а Минкомсвязь прекратила их оплачивать, то суд правильно потребовал их оплатить, полагает директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух. Проблемы с финансированием могли возникнуть по вине чиновников, не исключает эксперт. "Зная, как работало министерство в 2017 году, в Минкомсвязи могли просто забыть заключить контракт, либо забыть попросить деньги в Минфине на обеспечение работы. Думаю, что это такая безалаберность",— отметил господин Массух.
Приостановка оказания услуг со стороны "Ростелекома" поставила бы под угрозу функционирование системы, что могло привести к серьезному ущербу, указывает старший юрист BGP Litigation Олег Хмелевский. Но закон напрямую обязывает "Ростелеком" продолжать оказывать особо значимые услуги, пока госзаказчик от них не откажется, отмечает старший юрист "Дювернуа Лигал" Анна Яковлева. Подобные случаи — скорее исключение из общего правила оплаты услуг в рамках госзакупок, согласно которому отсутствие контракта означает и отсутствие у исполнителя права на вознаграждение, указывает юрист.