Сотовая связь с дотацией
Через 14 лет после запуска в России механизма универсальных телекоммуникационных услуг регулятор решил включить в их перечень сотовую связь. Причем сделал он это в момент, когда ПАО "Ростелеком", в 2014 году назначенное правительством РФ единственным оператором универсальных услуг в стране, вознамерилось получить полный контроль над сотовым оператором "Tele2 Россия". Поэтому велика вероятность, что оказание универсальных услуг сотовой связи тоже достанется группе "Ростелеком".
На днях Минкомсвязи опубликовало проект закона (в форме изменений в статьи 57 и 58 ФЗ "О связи") по универсальным услугам связи (УУС). В нем, в частности, предусмотрена обязанность оператора универсальной услуги установить оборудование, обеспечивающее возможность доступа к сети сотовой связи. Еще в 2003-2004 годах, когда запуск механизма универсального обслуживания в России только обсуждался, несколько экспертов утверждали, что как минимум на 30% территории страны УУС гораздо эффективнее будет организовать с помощью сотовых сетей (см. новость ComNews от 9 октября 2003 г.). Однако тогда Минсвязи ограничилось двумя универсальными услугами - интернет-доступом из общественных пунктов и таксофонной связью.
Во всем мире универсальными называются базовые услуги связи, коммерческое оказание которых невыгодно операторам - чаще всего на так называемых недообслуженных (underserved) территориях, а проще говоря - в удаленных и малых населенных пунктах. Однако Россия и тут пошла своим путем: в 2005 году Минсвязи объявило, что все граждане страны - и пенсионерка в таежном поселке, и президент банка в Москве - в равной мере имеют право на пользование УУС, поэтому таксофоны универсального обслуживания появились не только в далеких деревнях, но и в городах-миллионниках.
Объем трафика с этих таксофонов с каждым годом падает, тем не менее в пояснительной записке к новому проекту ФЗ о внесении изменений в закон "О связи" говорится о сохранении таксофонов. В 2014 году объем трафика с таксофонов (по сравнению с 2013 годом) сократился на 20%, в 2015-м падение год к году составило 23%, а в 2016-м составило еще 10%. С 2017 года Россвязь перестала публиковать отчеты о предоставлении УУС. Из последнего отчета Россвязи за 2016 год следует, что объем трафика с одного таксофона в среднем составил 9,6 минуты в месяц, причем половина из этого времени - бесплатные звонки в экстренные службы. В России установлено без малого 150 тыс. таксофонов, и на их содержание уходит более 9 млрд рублей в год (из отчета Россвязи следует, что 8,807 млрд рублей - это только компенсация убытка "Ростелекома" от оказания УУС в 2016 году). Напомним, что с 2014 года "Ростелеком" стал единственным оператором универсального обслуживания в России (Россвязь заключила с ним контракт на 10 лет).
В новом ФЗ о внесении изменений в закон "О связи" сказано, что "в случае невозможности оказания УУС на территории одного или нескольких субъектов РФ оператором универсального обслуживания, правительство РФ вправе назначить оператором универсального обслуживания на территории таких субъектов оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на их территории". Судя по этой оговорке, на роль поставщика сотовых УУС готовят оператора, мобильные сети которого охватывают не все регионы страны (хотя здравая логика говорит, что выбирать нужно именно того, кто способен оказывать такие услуги). Из "большой четверки" российских сотовых операторов не во всех субъектах Федерации присутствует лишь "Tele2 Россия". Одновременно с идеей включить сотовую связь в перечень УУС на рынке появились слухи о том, что "Ростелеком" намерен консолидировать 100% "Tele2 Россия" (ныне ему принадлежит лишь 45%-ная доля). Глава ВТБ Андрей Костин 24 января 2019 года на форуме в Давосе подтвердил переговоры о продаже "Ростелекому" доли банка в "Tele2 Россия" (ВТБ через Tele2 Russia Holding AB контролирует 27,5% этой сотовой компании).
Поэтому велика вероятность, что сотовые УУС не станут выставляться на конкурс, а будут автоматически включены в контракт "Ростелекома" с Россвязью (который действует до 2024 года), например, путем подписания сторонами дополнительного соглашения. Оператором сотовых УУС может стать как "Tele2 Россия" (после перехода под полный контроль "Ростелекома"), так и сам "Ростелеком", который с декабря 2016 года работает в качестве виртуального сотового оператора (MVNO) на сети Tele2.
Открытым остается вопрос о том, смогут ли другие сотовые компании получить доступ к базовым станциям, которые будет устанавливать "Tele2 Россия" как оператор УУС. Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов на днях сказал, что порядок использования оборудования для оказания сотовых универсальных услуг иными операторами связи будет регулироваться нормативным актом правительства РФ, который еще разрабатывается. Вероятно, что остальные операторы в лучшем случае будут допущены к оказанию мобильной связи в составе УУС в качестве субподрядчиков - в тех регионах, где у Тele2 отсутствует радиопокрытие.
Неясно и то, как будет обеспечиваться сотовая УУС. Из текста законопроекта следует, что оператор универсальной услуги обязан обеспечить точку интернет-доступа в населенных пунктах с количеством жителей от 100 до 250 человек, а при отсутствии там сотовой связи установить и базовую станцию. Будет ли сотовая услуга бесплатной и за чей счет будут приобретаться мобильные телефоны для УУС - пока непонятно. "Ростелеком", который в марте 2018 года купил финскую фирму Jolla - разработчика мобильной ОС Sailfish, наверняка предложит и обеспечение получателей сотовой универсальной услуги смартфонами (тоже за деньги фонда УУС).
Если сотовую связь включат в состав универсальных услуг, она будет дотироваться из фонда УУС, в который все без исключения российские операторы - и беспроводной, и фиксированной связи - вносят 1,2% выручки (за минусом НДС и межоператорских взаиморасчетов). Но проникновение сотовой связи в России - 178%, то есть на среднего россиянина (включая младенцев и древних старушек) приходится почти два мобильных номера. Возникает вопрос: нужно ли дотировать услугу, которая является столь массовой и общедоступной?
И не нужно ли, наконец, поставить под вопрос само существование фонда УУС как такового? Изъятие в этот фонд 1,2% выручки всех операторов связи в стране ежегодно выкачивает из отрасли около 19 млрд рублей. Нужно ли это делать, чтобы поддерживать мало кому нужные таксофоны или открывать, а потом закрывать ПКД? Российский телекоммуникационный рынок стагнирует уже несколько лет, и в этой ситуации любой коммерческий оператор связи нашел бы эффективное применение деньгам, которые он сегодня сдает в фонд УУС. Коммерческие операторы на конкурентном рынке не допустят работу невостребованных и неудобных сервисов.