"Яндекс" высаживается из автобуса
"Яндекс" реорганизует проект "Яндекс.Автобусы": он будет закрыт в Белоруссии, а в России продолжит работать "как агрегатор", не раскрывая новую модель взаимодействия с партнерами. При этом от сервиса "Диспетчерская", через который перевозчики до сих пор могли продавать билеты, компания полностью откажется. "Яндексу" не удалось реализовать в России популярную в Европе модель, констатируют участники рынка.
Сервис "Яндекс.Автобусы" направил партнерам из числа автобусных перевозчиков уведомление (копия есть у "Ъ") о том, что с 18 февраля служба "Яндекс.Диспетчерская" прекращает работу. Приложение позволяло перевозчикам размещать билеты на площадке "Яндекс.Автобусов". "Просим вас не публиковать рейсы на более поздние даты. Договор на оказание услуг по продвижению и поддержке лояльности пользователей будет действовать до 31 января",— говорится в уведомлении сервиса. Гендиректор "Яндекс.Автобусов" Михаил Томшинский также направил партнерам уведомление о расторжении договора. Как следует из информации на сайте сервиса, к "Автобусам" были подключены более ста партнеров по всей России.
""Диспетчерская" была запущена в пилотном режиме в нескольких регионах. К сожалению, экономическая эффективность этого сервиса не оправдала наших ожиданий, поэтому мы решили его закрыть и уведомили об этом наших партнеров в соответствии с условиями договора",— сообщили в пресс-службе "Яндекса". Сервис будет полностью закрыт в Белоруссии. В России на его сайте по состоянию на 20 января билеты на даты после 18 февраля, например, из Москвы в Петербург, также отсутствовали.
Тем не менее в самом "Яндексе" настаивают, что в России "Яндекс.Автобусы" продолжит работать "как агрегатор", не раскрывая, что изменится в новой модели сервиса: "Продажа билетов на автобусы через сайт продолжит работать в обычном режиме, и мы приглашаем официальных перевозчиков и агрегаторов к сотрудничеству".
"Яндекс.Автобусы" был запущен в январе 2017 года, в июле начала работать "Диспетчерская", которая позволяла размещать билеты заказным и небольшим перевозчикам. Но участники рынка критиковали сервис, обвиняя его в работе с нелегальными игроками (господин Томшинский это отрицал).
По мнению президента ассоциации ЕТС "Автобусные линии страны" Бориса Лорана, бизнес-модель сервиса, ориентированная на субсидирование мелких перевозчиков в регионах и демпинг, исходно была "утопичной". "Денег влили вагон, выхлопа — ноль",— категоричен эксперт. С его позицией согласен основатель и гендиректор сервиса продажи билетов Busfor Илья Екушевский. Он считает частичное закрытие "Автобусов" хорошей новостью для рынка: "Во-первых, прекратится демпинг перевозчиков, которые работали под брендом "Яндекс.Автобусы". Во-вторых, какая-то часть пассажиропотока вернется на официальные автовокзалы и автостанции".
Сервис пытался использовать популярную в Европе модель партнерства в обмен на долю в выручке, но "по ряду причин на специфическом российском рынке она не сработала", считает руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер. В то же время она считает, что российский рынок автомобильных пассажирских перевозок становится более прозрачным и цивилизованным, а доля "серых" перевозчиков постепенно снижается. Сам BlaBlaCar недавно также запустил сервис для автобусных перевозчиков. "Ожидаем, что бывшие партнеры "Яндекс.Автобусов" захотят присоединиться к сервису. Готовы рассмотреть все заявки, но доступ к BlaBlaCar Pro получат только легальные перевозчики",— подчеркивает госпожа Рейдер.
Автобусный рынок в России в целом и его интернет-сегмент в частности развиваются медленнее оптимистичных прогнозов, которые ранее делали его участники, полагает заместитель директора по развитию бизнеса "Туту.ру" Игорь Сивец. К основным проблемам он относит отсутствие единых подходов к продаже билетов в интернете, несовершенную законодательную базу и различное качество перевозок у транспортных компаний.