© ComNews
21.12.2018

С подачи Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой) в феврале 2019 г. будет утвержден единый стандарт умного города. Инициатива уже поддержана профильной рабочей группой и на текущий момент проходит обсуждение с представителями субъектов. В основу стандарта умного города лягут семь направлений для поэтапной цифровизации городского хозяйства в период с 2019 г. по 2024 г.

В феврале следующего года будет утвержден стандарт умного города. Об этом корреспонденту ComNews рассказал замминистра строительства и ЖКХ РФ и руководитель ведомственного проекта "Умный город" Андрей Чибис (на фото) на полях конференции, посвященной старту проекта. "Проект стандарта (умного города - Прим. ComNews) на рабочей группе рассмотрели. Рабочая группа поддержала (6 декабря 2018 г. рабочая группа при Минстрое РФ одобрила стандарт умного города - Прим. ComNews). Я думаю, что в феврале этот стандарт будет окончательно утвержден", –- сказал он.

К слову, рабочую группу по реализации проекта создал Минстрой в начале текущего года. В ее состав вошли представители Аналитического центра при правительстве РФ, Минэкономразвития России, ПАО "Ростелеком", АО "Роснано", ГК "Росатом", ГК "Ростех", а также научного сообщества и международные эксперты, в числе которых исполнительный директор Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) Маймунах Мохт Шариф.

Андрей Чибис объяснил, что стандарт будет строиться по тем, моделям, которые уже доказали свою эффективность. "По крайней мере, комплексный минимум, который нужно делать в городах, будет зафиксирован. Именно на это мы будем ориентировать все города", - сказал Андрей Чибис. При этом он добавил, что стандарт будет гибким и не исключено, что в течение шести лет будет подвергаться изменениям.

Стандарт умного города включает в себя базовые требования поэтапной цифровизации городского хозяйства в период с 2019 г. по 2024 г. Согласно опубликованному документу, в число обязательных мероприятий вошли разработка стратегии цифровой трансформации, создание единой базы данных города (цифрового "двойника") и интеллектуального центра городского управления, внедрение цифровых платформ вовлечения горожан в решение вопросов городского развития, внедрение современных технологических решений в сфере городской среды, цифровая трансформация систем энергетической и коммунальной инфраструктуры (умное ЖКХ), повышение эффективности городского транспорта и внедрение интеллектуальных систем безопасности.

Выступая на конференции, Андрей Чибис сообщил о том, что стратегия цифровой трансформации будет формироваться на основе социологических исследований, анализа обращений граждан и бизнес-сообщества, сравнительного анализа с похожими по размеру и климату городами, автоматизированного анализа информации в соцсетях и СМИ и анализа данных инфраструктурных организаций (ТЭК, ЖКХ, транспорт и др.).

Создание цифрового "двойника" и интеллектуального центра городского управления будет базироваться на синхронизации с сетью ситуационных центров ФСО России и МЧС России, обеспечении машиночитаемого формата для градостроительных документов, утверждении и внедрении единых форматов и потоков обмена данными и появлении базы данных организаций города с информацией о сферах их обслуживания для оперативной связи и оповещения.

Как указано в стандарте, цифровая платформа будет основой взаимодействия гражданина и власти. Житель сможет оставить жалобу или обращение, внести предложение и запустить голосование. В ответ представитель госоргана сможет проинформировать о планах и назвать приоритеты развития.

Внедрение современных технологических решений в сфере городской среды подразумевает энергоэффективное городское освещение, системы аренды (шеринга) жилых пространств, автоматизированный контроль за работой дорожных служб и коммунальной техникой, системы мониторинга и управления ливневой канализацией, в том числе и оснащение датчиками контроля засора дренажных систем ливневой канализации.

Умное ЖКХ потребует внедрения систем интеллектуального учета ресурсов и интеллектуального управления инфраструктурой (гибкой загрузки), сокращения потребления энергоресурсов во всех социальных учреждениях, внедрения автоматизированного дистанционного управления, оцифровки объектов инфраструктуры, планирования инвестиционных и производственных программ с применением интеллектуальных систем прогнозирования аварий и внедрения возможности электронного голосования собственников многоквартирных жилых домов.

Для решения проблем с качеством и скоростью работы общественного транспорта авторы документа предлагают внедрить интеллектуальную транспортную модель города (учитывает движение общественного транспорта, движение на улицах и предусматривает меры стимулирования минимизации машин в центре города) и создать систему автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Авторы документа также рассчитывают улучшить пропускную способность основных транспортных артерий с помощью умных светофоров и системы администрирования городского парковочного пространства.

Безопасность, по задумке, будет двух типов - общественной и экологической. Общественная безопасность - это видеонаблюдение с автоматизированной системой контроля работы камер, обеспечение точек с повышенной опасностью и интеллектуальный контроль исправности противопожарных систем в местах массового скопления людей. Экологическая безопасность - онлайн-мониторинг окружающей среды и воды и автоматизация системы управления обращения с отходами. В этот же раздел включена система оповещения ГО и ЧС через уличные средства информирования и систему информирования горожан посредством SMS с учетом месторасположения.

Напомним, что стандарт умного города укладывается в план мероприятий одноименного ведомственного проекта, который стартовал 1 декабря 2018 г. и будет реализовываться до 31 декабря 2024 г. (см. новость ComNews от 12 ноября 2018 г.). Проект "Умный город" входит в состав двух нацпроектов - "Цифровая экономика" и "Жилье и городская среда". На "Умный город" выделят 13 млрд руб. госфинансирования в течение шести лет: 2,1 млрд руб. - в 2019 г., 2,25 млрд руб. - в 2020 г., 2,2 млрд руб. - в 2021 г. и по 2,15 млрд руб. - с 2022 г. по 2024 г.

Проект ставит перед собой следующие задачи: принятие необходимых НПА для внедрения цифровых технологий и решений умного города в целях повышения эффективности городского хозяйства, разработку и утверждение методики для определения индексов цифровизации городского хозяйства (так называемого IQ городов), реализацию в муниципалитетах пилотных проектов с применением инновационных решений, создание и функционирование центров компетенций цифровизации городского хозяйства.

Статьи по теме