"ВымпелКом" укрепился в BeeCLOUD
ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") подвело первые итоги с момента запуска платформы облачной IaaS-инфраструктуры BeeCLOUD. С апреля 2018 г. пользователями IaaS-сервиса стали более 100 крупных и средних клиентов "Билайн Бизнеса". В 2019 г. "ВымпелКом" ожидает роста направления IaaS на 20-23%. При этом, согласно прогнозам, количество клиентов увеличится на 40-50% за счет компаний малого и среднего бизнеса.
В апреле 2018 г. "ВымпелКом" запустил сервис по аренде вычислительных мощностей BeeCLOUD. С лета услуга стала платной. В первый же месяц 20 компаний из более чем 170 тестировавших сервис его приобрели. Как проинформировали в "ВымпелКоме", за август база платящих клиентов увеличилась на треть, а выручка от облачных услуг выросла вдвое, до 800 тыс. руб. По словам представителей компании, сейчас выручка растет кратно месяц к месяцу.
За 2018 г. количество корпоративных клиентов, подключенных на мультиплатформенный BeeCLOUD, выросло в 20 раз. ИТ-инфраструктуру в BeeCLOUD развернуло более 100 крупных и средних клиентов "Билайн Бизнеса". К ним относятся компании из таких отраслей, как федеральный сетевой ретейл, e-commerce и интернет-площадки, представительства международных брендов, крупные производственные компании, финтех-бизнес, риелторский бизнес, аптечные сети, крупные отели, рекламные агентства, телемедицина и разработчики ИТ-продуктов.
Технологические возможности BeeCLOUD сейчас включают сеть ЦОДов, сертифицированных по Tier-III/TIA-942. В дата-центрах выделены специальные кластеры под инфраструктуру 1C. Платформа BeeCLOUD подключена к федеральной IP-MPLS-сети "ВымпелКома", что позволяет предоставлять облачную инфраструктуру с канальной связностью и резервированием из "одного окна". Георазнесенная Multi-Cloud-платформа построена на технологиях VMware, Hyper-V и Openstack (KVM), что обеспечивает целый спектр возможностей - от решений класса "управление инфраструктурой из кода" для разработчиков до размещения высоконагруженных (High Load) систем в Enterprise-облаке и организации multi-master-топологии для критичных бизнес-систем.
Директор по работе с крупными клиентами "ВымпелКома" Евгений Коробов назвал среди наиболее востребованных решений у клиентов Disaster Recovery (онлайн-восстановление критичных ИТ-систем) и BeeCLOUD BackUp (профессиональное резервное копирование и хранение данных). "Сервисы гарантируют сохранность, целостность и быстрое восстановление данных клиентов в случае любых инцидентов. Быстрорастущие клиенты, в том числе в ретейле, используют облачную инфраструктуру для выноса высоконагруженных серверов 1С в облака для повышения надежности и быстродействия. Для этого решение "Инфраструктура для 1С в облаке" развернуто на отдельном оптимизированном кластере платформы", - сообщил он.
В "ВымпелКоме" обращают внимание на то, что спрос на услугу есть не только у крупных организаций, но и у компаний малого и среднего бизнеса. По подсчетам аналитического центра "ВымпелКома", именно сегмент SME приносит российским облачным провайдерам около 25% выручки. В целом по миру эта цифра превышает 40% прибыли (в расчет берутся предприятия среднего бизнеса со штатом менее 500 человек).
"ВымпелКом" делает ставку на развитие IaaS-направления и рассчитывает занять 5% рынка в будущем. По прогнозам "ВымпелКома", направление IaaS вырастет на 20-23% в 2019 г. При этом количество клиентов увеличится на 40-50%, в основном за счет клиентов среднего и малого бизнеса.
В "ВымпелКоме", ссылаясь на данные экспертов, приводят статистику, согласно которой общий рынок облачных услуг в России за 2017 г. составил около 40 млрд руб., и в 2018 г. рост год к году составит около 20-25 млрд руб. В перспективе до 2021 г. "ВымпелКом" ожидает роста до 97 млрд руб.
ПАО "МТС" информирует о том, что сегмент IaaS является для оператора самым быстрорастущим. "Сервис является базовым для нас: его доля превышает 80% в общем объеме контрактов CloudМТС, - подчеркивают представители пресс-службы компании. - Для предоставления IaaS-услуг мы используем платформу VMware, которая позволяет оказывать бизнесу полный спектр виртуальных инфраструктурных и сетевых услуг". Оператор продолжает развивать возможности своей IaaS-платформы, запуская новые сервисы. Например, для быстрой и бесшовной миграции в облако МТС.
МТС ожидает дальнейшего роста спроса на IaaS-услуги, прежде всего за счет желания компаний оптимизировать затраты на ИТ, особенно в условиях нестабильности курса и повышения стоимости оборудования зарубежных вендоров. "Как показывает наш опыт, даже частичный перевод ИТ-систем клиента в облако позволяет сократить текущие издержки минимум на 20% ежемесячно", - отмечают в компании.
Помимо развития направления IaaS облачный провайдер СloudМТС активно развивает SaaS-сервисы, направленные на решение бизнесом повседневных задач. Например, это корпоративная почта из облака, защищенное хранилище "Диск CloudМТС" и др. Будущие точки роста МТС связывает с сегментом PaaS. "На данный момент проводится ряд закрытых клиентских тестирований нового решения, которое ляжет в основу первого сервиса, начинающего линейку PaaS", - сообщили представители пресс-службы МТС.
В ПАО "МегаФон" подтверждают рост спроса на IaaS- и PaaS-решения облачных вычислений. "В 2017 г. "МегаФон" успешно представил "Виртуальный ЦОД" - облачное решение для крупного бизнеса. В июле 2018 г. мы качественно обновили функционал решения и добавили резервное копирование, защиту инфраструктуры от киберугроз и поддержку ИТ-специалистов "МегаФона" под ключ. Осенью 2018 г. совместно с Mail.ru Cloud Solutions мы запустили "Деловое облако" - решение для среднего и малого бизнеса, - перечислили в компании. - Так, мы обеспечили клиентам возможность выбора персональных решений с высоким уровнем защищенности и надежности". По собственным оценкам "МегаФона", клиентская база решения "Виртуальный ЦОД" увеличилась более чем в 10 раз за последний год, а количество клиентов "Делового облака" - в семь раз только за ноябрь 2018 г.
Ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин обращает внимание на то, что на текущий момент операторы "большой тройки" демонстрируют высокие темпы роста по направлению IaaS, однако это проявляется на относительно невысоких начальных объемах. Попытки выхода на рынок облаков в сегменте SaaS операторы "большой тройки" совершали на протяжении последних лет, однако, как добавляет эксперт, SaaS у операторов связи не был в приоритетном направлении.
По прогнозам специалиста iKS-Consulting, 2018 г. завершится приростом на 40% в сегменте IaaS. "У операторов "большой тройки" есть потенциал в виде большой абонентской базы, однако еще недостаточный опыт работы на рынке облаков по сравнению со зрелыми игроками", - отмечает Станислав Мирин. Суммарно доля "большой тройки", по оценкам iKS-Consulting, пока не превышает 5%.
Эксперт iKS-Consulting отмечает, что в сегменте SaaS операторы активно работают прежде всего в сегменте виртуальных АТС (ВАТС). По его данным, здесь суммарная доля операторов "большой тройки" составляет 22%. "В этом сегменте у телеком-операторов большое преимущество перед другими игроками на рынке ВАТС", - подчеркивает он. По прогнозам эксперта, на 2018 г. и 2019 г. операторы "большой тройки" пока останутся в коридоре 5-10% на рынке SaaS.
Директор департамента ИТ и облачных услуг J’son & Partners Consulting Александр Герасимов придерживается мнения, что в целом операторы "большой тройки" неуспешны на рынке IaaS/PaaS в России и доли их незначительны.
Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов замечает, что основные поставщики услуг в сегменте IaaS - это ИТ-компании. Он говорит о том, что операторы "ВымпелКом", "МегаФон" и МТС - пока сравнительно небольшие игроки, но у них есть хорошие возможности для роста благодаря обширной клиентской базе в масштабе всей страны.