главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
26.11.2018

Прошел уже месяц с момента публикации агентством Reuters высказывания представителя ФСБ Владимира Садовникова о том, что система спутниковой связи OneWeb несет угрозу национальной безопасности России, но эта тема продолжает будоражить умы участников рынка, журналистов и даже обывателей. При этом история обрастает подробностями, которые зачастую имеют мало общего с реальностью.

В статье "РФ выступила против американского спутникового оператора OneWeb из-за угрозы безопасности" Reuters приводит такие слова Владимира Садовникова: "Гарантии, что система спутниковой связи [OneWeb] не носит разведывательного характера и не сможет нанести ущерб интересам личности и общества Российской Федерации, носят в большей степени декларативный характер и не могут быть достоверно проверены российской стороной". После этого десятки СМИ хором сообщили о том, что OneWeb не получит радиочастоты для работы в России, сопровождая это различными подробностями.

ComNews следит за проектом OneWeb с момента его появления, неоднократно общался с его руководителями и инвесторами. Поэтому, не претендуя на роль истины в последней инстанции, мы решили расставить точки над "i" (или, следуя тренду импортозамещения, над "ё") во всех хитросплетениях судьбы OneWeb в России и в глобальном масштабе. Для удобства восприятия этот материал написан в форме ответов на распространенные утверждения и часто задаваемые вопросы (frequently asked questions, FAQ), которые нам приходилось слышать.

Действительно ли OneWeb намерен запустить 900 низкоорбитальных спутников?

Нет, 900 космических аппаратов - это объем контракта OneWeb с их производителем, европейской компанией Airbus Defence and Space. На орбиту предполагается вывести 648 спутников, а остальные будут находиться на Земле в качестве резервных. При этом в начале 2017 года OneWeb направил в Американскую комиссию по связи (FCC) заявку еще на 1972 низкоорбитальных спутника (с транспондерами Ku-диапазона) - она пока не удовлетворена, но по факту первенства в подаче заявки OneWeb говорит о наличии у него преимущественных прав на заявленные частоты и орбиты.

OneWeb несет угрозу национальной безопасности России, поэтому отечественный регулятор не должен выдавать частоты для работы этой системы на российской территории.

Строго говоря, любая система спутниковой связи имеет двойное назначение. Уникальность сети OneWeb в том, что она обеспечит 100%-ный охват поверхности Земли, а каждый космический аппарат этой группировки будет иметь пропускную способность 7 Гбит/с, что сравнимо с оптическими каналами. Поэтому опасения российских военных в том, что OneWeb может использоваться для управления ударным вооружением, небезосновательны. Правда, если дело действительно дойдет до его применения на территории РФ, отсутствие у OneWeb частот в России не помешает использовать эту группировку для военных целей.

Возможно, именно по причине наличия специальных задач OneWeb потребовал от Airbus перенести производство спутников в США. Первые 10 космических аппаратов для OneWeb компания Airbus Defence and Space изготовит на своем заводе во французской Тулузе, а остальные 890 спутников должны быть собраны на новом заводе на подконтрольной NASA территории Exploration Park (штат Флорида). Этот завод принадлежит совместному предприятию Airbus OneWeb Satellites LLC, которое в 2016 году, в пропорции 50/50, учредили в Соединенных Штатах компании OneWeb и Airbus Defence and Space.

Если ФСБ увидела в OneWeb угрозу национальной безопасности, то она способна добиться и отказа России от поставки ракет для вывода ее спутников на орбиту.

Это заявление выглядит популистским. В июне 2015 года OneWeb LLC и французская компания Arianespace подписали с российским АО "РКЦ "Прогресс" (Самара) контракт на 21 ракету-носитель "Союз-2.1б" для запуска спутников OneWeb (причем не менее 15 пусков должны быть осуществлены с Байконура или иных российских космодромов). Стоимость контракта превышает $1 млрд, что делает его рекордным для российской пусковой индустрии.

Отказ от этого контракта не только лишит российский бюджет крупной валютной суммы, но и принесет производителю ракеты "Союз" и России в целом репутацию ненадежного партнера. В ситуации с чередой аварий ракеты "Протон" и планами "Роскосмоса" в 2024 году закончить их использование, ракеты семейства "Союз" становятся главными коммерческими средствами выведения, и "Роскосмос" должен быть заинтересован в позитивной истории этих ракет.

Даже если предположить, что Россия откажет OneWeb в ракетах, это не станет помехой для вывода данной группировки на орбиту. Несмотря на то что избытка ракет в мире не наблюдается, альтернатива всегда находится. Например, после того как Iridium в течение нескольких лет не смог добиться от российской компании "Космотрас" предоплаченного пуска ракеты "Днепр", в мае 2018 года этот запуск провела американская фирма SpaceX (на ракете Falcon 9).

Похоже, что в "Роскосмосе" трезво оценивают ситуацию на мировом космическом рынке. Несмотря на конфронтацию с США, Россия продолжает поставлять двигатели РД-180 производства химкинского НПО "Энергомаш" для первых ступеней ракет Altas, которые в основном выводят на орбиту космические аппараты американского Минобороны и иных спецслужб (покупателем выступает бывшая компания Orbital ATK, которую в июне 2018 года поглотила оборонная корпорация Northrop Grumman Corp. из штата Вирджиния).

Если Россия не выдаст частоты OneWeb, он откажется от выгодного для РФ контракта на 21 ракету "Союз" стоимостью свыше $1 млрд.

Это заявление выглядит как искусственное нагнетание страстей. Избытка ракет-носителей в мире нет, и по доброй воле никто не откажется от контракта на 21 пуск, тем более на ракетах "Союз", которые пока демонстрируют 100%-ный успех в выводе спутников на орбиту.

Ракеты "Союз" (в иной модификации) используются и для доставки американских астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Несмотря на звучащие в последние годы из США голоса политиков, заявляющих, что "Америка должна летать в космос на своих ракетах и со своих космодромов", пока альтернативы "Союзу" у Соединенных Штатов нет. На этом основании в апреле 2014 года глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, бывший тогда вице-премьером, ехидно написал в Twitter: "Предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута".

Пару лет назад OneWeb пытался привлечь "Роскосмос" для содействия в получении частот в России - на том основании, что платит большие деньги за ракеты. Но российская сторона отказалась увязывать эти вопросы.

Если российский регулятор не выдаст частоты для работы OneWeb в РФ, эта компания просто исключит нашу страну из зоны обслуживания и создаст глобальную группировку без нее.

Архитектура сети OneWeb требует равномерного размещения станций сопряжения (которые связывают наземный и космический сегменты сети) по поверхности Земли. Причина в том, что в сети OneWeb нет межспутниковых соединений. Наличие таких соединений позволяет другой низкоорбитальной сети - Iridium (в которой доступны услуги голосовой связи и M2M) - работать в глобальном масштабе через одну станцию сопряжения.

На начальном этапе наземная инфраструктура OneWeb будет включать до 50 станций сопряжения, а в перспективе они должны быть размещены на расстоянии около 2500 км друг от друга на всех обслуживаемых территориях. Из предварительной карты размещения станций сопряжения, которую неоднократно демонстрировал и OneWeb LLC, и один из его акционеров - Hughes Network Systems, следует, что на территории России должно быть построено 4-6 станций сопряжения OneWeb. Что и понятно: на РФ приходится около 1/9 части суши Земли, и обойти такую крупную территорию невозможно.

Наряду с Россией в мире есть около 40 стран, которые требуют от спутниковых операторов получения у них частот и иных разрешений (так называемых landing rights), в противном случае не допуская работу орбитальных группировок на своих территориях. Среди таких стран - Китай, Индия и Бразилия: страны, которые также обладают обширными территориями и, вместе с Россией, входят в БРИКС. Если и эти государства, по примеру РФ, откажут OneWeb в выделении частот и праве приземления космического сигнала, эта группировка полностью лишится глобального статуса и, как следствие, привлекательности для клиентов и инвесторов.

Если OneWeb не добьется выделения частот в России, "Роскосмос" не сможет получить доступ к технологиям OneWeb и локализовать их в России.

Этого никто и не предлагал. Запуск спутников и эксплуатация наземных станций сопряжения не дают доступа к технологиям изготовления космических аппаратов.

OneWeb является конкурентом российского проекта "Сфера", поэтому Россия не выдает ему частоты.

Любые проекты низкоорбитальных спутниковых группировок могут рассматриваться как конкуренты друг другу, однако их главный конкурент - наземные волоконно-оптические линии и сотовые сети пятого поколения (5G). По данным Nielsen и МСЭ на 1 июля 2018 года, уровень проникновения услуги интернет-доступа в мире составляет 55,1%, а по континентам самый низкий уровень ШПД-проникновения - в Африке (36,1%) и Азии (49%). Но темпы роста велики: с 2000 по 2018 год мировая армия интернет-пользователей выросла на 1066%. К моменту развертывания первых низкоорбитальных спутниковых группировок уровень проникновения интернет-доступа по наземным технологиям увеличится еще на 10-15%, и адресуемый рынок для OneWeb и подобных группировок будет мал, а низкая покупательная способность тех, кто еще не подключен, едва ли позволит им воспользоваться спутниковым сервисом.

Аналогичную ошибку в начале 1990-х сделали низкоорбитальные группировки, которые намеревались предложить глобальную услугу голосовой мобильной спутниковой связи. По оценкам операторов и аналитиков в 1998 году, объем мирового рынка этих услуг составлял 12-15 млн человек. Но к моменту запуска двух таких группировок (Iridium в ноябре 1998 года и Globalstar в октябре 1999-го) по всему миру уже широко распространились сотовые сети стандарта GSM. В итоге Iridium обанкротился в 1999 году, Globalstar - в 2002-м, а иные схожие проекты (Teledesic, ICO Global Communications, Odyssey Telecommunications и др.) так и остались на бумаге. Спустя 20 лет после запуска, Iridium и Globalstar, выкупленные из банкротства, сообща обслуживают примерно 1,7 млн абонентов (из которых свыше 600 тыс. приходится на симплексные М2М-устройства). Для сравнения: количество пользователей наземных сотовых сетей уже превысило 5,2 млрд человек.

Возвращаясь к проекту "Сфера", для него главным вызовом является не OneWeb, а слабость российской космической промышленности: не случайно она в настоящее время не имеет ни одного зарубежного заказа на поставку спутников. Из всего лишь восьми российских спутников, созданных для иностранных клиентов за последнее десятилетие, аварии потерпели пять - KazSat-1 (Казахстан), Amos-5 (Израиль), Telkom-3 (Индонезия, проблема была в разгонном блоке "Бриз-М" при запуске), EgyptSat-2 (Египет) и AngoSat-1 (Ангола). Правда, космические аппараты, которые выпускаются в России серийно по госзаказу, имеют более высокие показатели надежности.

Другим вызовом для проекта "Сфера" является возврат инвестиций: глобальные спутниковые группировки на низких орбитах имеют хоть какой-то шанс на окупаемость, если будут продвигать услуги по всему миру. Сила американских компаний в том, что они сразу видят себя в глобальном масштабе, тогда как российские игроки в подавляющем большинстве ориентируются на национальный рынок. Инициаторы проекта "Сфера" не имеют опыта продвижения коммерческих услуг на мировом рынке, поэтому международный статус данного проекта вызывает большие сомнения. Если же "Сфера" ограничится работой исключительно на территории России (представитель ФСБ Владимир Садовников и вовсе делал акцент на труднодоступных и малонаселенных районах), этот проект ляжет многолетним бременем на федеральный бюджет.

Если РФ не допустит OneWeb на свою территорию, россияне лишатся важной услуги спутникового интернет-доступа.

Количество россиян, которым необходим спутниковый интернет-доступ, стремительно сокращается. Доля российских домохозяйств, имеющих интернет-доступ, достигла почти 75% (в среднем по миру этот показатель составляет менее 52%). Хотя бы один раз в месяц в Сеть выходит 73% россиян в возрасте старше 12 лет. Волоконно-оптические линии в последние годы пришли в регионы, где это казалось несбыточной мечтой, - в Норильск, Магаданскую область, на Камчатку, Сахалин. К I кварталу 2019 года "Ростелеком" завершит прокладку оптического кабеля даже на Курильские острова. С приходом ВОЛС в удаленные регионы местные компании, госструктуры и частные лица отказываются от доступа в интернет по спутниковым каналам.

В России уже несколько лет доступна услуга спутникового интернет-доступа с геостационарных спутников в Ка-диапазоне, который обеспечивает высокую скорость и дает возможность принимать сигнал на небольшую антенну. Однако пока у операторов таких сетей (ФГУП "Космическая связь" и ООО "Евтелсат Нетворкс") насчитывается менее 15 тыс. подключенных терминалов (или менее 30 тыс. конечных пользователей). Помимо сужающейся потенциальной абонентской базы у спутникового интернета в России есть еще два барьера - слабая маркетинговая активность провайдеров, а также сравнительная дороговизна оборудования и сервиса. Например, у "Евтелсат Нетворкс" и его партнеров (включая "Триколор") безлимитный тариф со скоростью доступа в прямом канале 20 Мбит/с обойдется в 2990 рублей в месяц, и еще 30 тыс. рублей нужно потратить на комплект приемного оборудования.

В силу того, что спутники на низкой орбите вращаются вокруг Земли (тогда как геостационарные космические аппараты неподвижны относительно земной поверхности), для приема сигнала OneWeb требуется следящая антенна. Антенны с механическим слежением являются громоздкими, дорогостоящими и не годятся для массового рынка. Поэтому для низкоорбитальных спутниковых группировок было решено использовать плоские антенны с электронным сканированием эфира (так называемые фазированные антенные решетки). За их разработку взялся десяток стартапов, в основном из Северной Америки, - Kymeta Corp., Phasor, ThinKom Solutions, Hawthorne, C-COM Satellite Systems Inc. Дальше всех продвинулась компания Kymeta, но и ее обещания вывести на рынок плоскую антенну диаметром 25 см по цене $200-300 пока далеки от реальности: с прошлой осени на рынке коммерчески доступна ее антенна (марки mTenna) диаметром 70 см с оптовой ценой $25 тыс. (цена в рознице доходит до $36 тыс.). Очевидно, что при такой цене эта антенна не будет востребована на массовом рынке, а годится лишь для корпоративного или государственного применения.

OneWeb начнет коммерческое предоставление услуг в 2019 году.

Этого уже не произойдет: в сентябре 2018 года в OneWeb появился новый генеральный директор (Эдриан Стекел), и компания сообщила, что намерена начать коммерческое предоставление услуг в 2020 году. Однако и это может не произойти. Одной из главных причин является недофинансирование проекта: на данный момент OneWeb LLC смог привлечь $1,7 млрд (из которых $1 млрд вложила японская Softbank Group), а сама компания ранее оценивала стоимость реализации проекта в $3-3,5 млрд. При этом OneWeb исходил из того, что сможет добиться стоимости каждого спутника на уровне $500 тыс., но пока это не удалось: как сообщил в сентябре 2018 г. президент компании Эрик Беранже, цена каждого космического аппарата "ниже $1 млн". Поэтому аналитики теперь оценивают полную стоимость проекта OneWeb более чем в $5 млрд, которых у компании пока нет.

Примечательно, что стоимость лишь части российского проекта "Сфера" (когда он еще именовался "Эфир" и предполагал запуск на низкую орбиту 288 спутников) составляет 300 млрд рублей, или $4,6 млрд.

Если проект OneWeb потерпит крах, это отбросит назад и иные проекты низкоорбитальных спутниковых группировок.

Этот прогноз имеет под собой основания. OneWeb оказался первопроходцем, и на него смотрят как на референтную модель и инвесторы, и конкуренты, и иные участники космического рынка. Следом за OneWeb идут такие проекты, как LeoSat (108 спутников, фокус на B2B-рынок), Starlink компании SpaceX (4425 спутников), Telesat (117 спутников, с намерением нарастить их количество до 292), Boeing (2956 спутников в малоизученном V-диапазоне), китайский Hongyan (324 спутника), Samsung (предварительная заявка на 4600 спутников), российские "Скиф" (4 спутника на средней орбите) и "Аврора" (по 126 спутников на первом и втором этапах, фокус на рынок IoT) и др. Почти все эти проекты находятся на стадии привлечения инвестиций, и любые проблемы у OneWeb грозят им потерей интереса инвесторов.

Британская компания OneWeb…

OneWeb LLC не является британской компанией: она зарегистрирована на острове Джерси. Этот остров, как и все остальные Нормандские острова в проливе Ла-Манш, не входят в состав Великобритании. Остров Джерси - офшор, что привлекает многие фирмы регистрироваться на нем. При этом штаб-квартира OneWeb находится в США - в городе Арлингтон (штат Вирджиния), и от нее можно за семь минут доехать на машине до Белого дома. Компания OneWeb основана в 2012 году и до января 2015 года носила название WorldVu Satellites Ltd.