Дмитрий Шестоперов
14.11.2018

Российские агрегаторы такси продолжают осваивать новые зарубежные рынки. Сервис "Максим" начал работать в Черногории, где предложит в том числе поездки на катере, а inDriver запустился в Танзании и планирует инвестировать в африканский рынок "десятки миллионов долларов". Экспансия связана с растущей конкуренцией внутри страны, считают эксперты.

Сервис такси "Максим" начал работу в Черногории, первым городом стала прибрежная Будва с населением примерно 15 тыс. человек, рассказал "Ъ" представитель компании. В "Максиме" подчеркивают, что стали первым агрегатором такси на черногорском рынке. Сервис в том числе предложит пользователям заказать лодку или катер. "Сейчас заказывать этот вид транспорта в Черногории долго и неудобно: нужно прийти на пристань, найти свободный катер, договориться о цене. Наш сервис позволит автоматизировать процесс",— сообщил руководитель черногорского направления "Максима" Эдуард Еремин. В компании не раскрывают размер инвестиций в черногорский рынок.

Другой российский агрегатор inDriver вышел на африканский рынок, рассказали "Ъ" в компании. Сервис запустился в Танзании — в городе Аруша с населением 400 тыс. человек. В inDriver уточнили, что средства на международную экспансию ($10 млн) компания привлекла в августе 2018 года от венчурного фонда Leta Capital. Гендиректор ГК "Синет", в которую входит сервис, Арсен Томский рассказал, что в 2019–2020 годах компания инвестирует в африканский рынок "десятки миллионов долларов".

InDriver также работает в Латинской Америке: в мае 2018 года сервис запустился в Мексике, после чего — в Колумбии, Чили, Перу, Гватемале и Сальвадоре. Арсен Томский называет эти запуски успешными. По его словам, количество заказов и подключенных к сервису водителей от месяца к месяцу растет в среднем на 50%. Сейчас компания ведет "активную подготовку" к запуску в США, сообщил господин Томский.

Ранее о выходе на новые рынки сообщали и в "Яндекс.Такси": с ноября компания под брендом Yango начала работать в Финляндии и Кот-д`Ивуаре. Представитель "Яндекс.Такси" вчера уточнил, что в тестовом режиме Yango заработал в африканской стране 4 октября, а спустя месяц запустился официально. Сейчас компания работает только в Абиджане, крупнейшем городе Кот-д`Ивуара с населением 5 млн человек.

В ГК "Везет" сообщили, что сейчас работают в Казахстане и Чехии (сервис Jetax). Пока международная экспансия для группы неприоритетна, но "варианты захода на другие территории просчитываются", сообщила "Ъ" представитель "Везет".

По данным аналитического центра при правительстве, объем российского рынка такси в 2017 году составил 575 млрд руб., из которых на агрегаторы приходилось 32,8%. По данным на июнь 2017 года, на рынке лидировала ГК "Везет" с долей 12,3%, 10,4% приходилось на СП "Яндекс.Такси" и Uber, 7,6% — на "Максим".

Экспансия российских агрегаторов такси за рубеж позитивна с точки зрения их бизнеса, но для российского потребителя это минус, поскольку средства, которые могли быть направлены на улучшение сервиса в России, уходят на другие рынки, полагает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. "В российском такси не все так замечательно, и инвестиции в безопасность и системы обучения водителей не помешали бы",— уверен эксперт.

Основатель маркетплейса Guru.Taxi Александр Мерзликин связывает выход российских компаний в Восточную Европу и Африку с растущей конкуренцией внутри страны. По его мнению, Африка может быть интересна потенциалом для роста числа заказов, а Восточная Европа — опытом для последующей экспансии в Западную.