Юлия Тишина
14.11.2018

Ритейлеры в этом году ждут от россиян рекордных трат на традиционной распродаже "черная пятница". По оценке участников рынка, их выручка в дни акции может оказаться на 57% выше, чем в прошлом году, и достигнуть 52 млрд руб. Ожидания могут оказаться завышенными, предупреждают аналитики: реальные доходы населения снова начали падать, а на покупки в кредит повлияет повышение ставки ЦБ.

В этом году россияне могут потратить на акции распродаж "черная пятница" (пройдет 23–25 ноября) в онлайне и офлайне 52 млрд руб., что на 57% больше, чем в 2017 году, следует из прогноза (есть у "Ъ") Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и подразделения "Бизнес" "Вымпелкома". Прогноз основан на анализе сверхбольших массивов данных о поведении россиян в рознице и интернет-магазине "Билайн", а также на аналитических обезличенных данных АКИТ и РАЭК, уточнил исполнительный вице-президент "Вымпелкома" Арташес Сивков.

В прошлом году в "черную пятницу" в России совершили покупки более 20 млн человек, потратив более 30 млрд руб., из которых — 24 млрд руб. в офлайне и 6 млрд руб. в онлайне. Тогда, по словам организаторов, к акции присоединились 3,5 тыс. магазинов. По оценке АКИТ, в этот раз в распродаже примут участие как минимум в 1,5 раза больше компаний, то есть больше 5 тыс. "Если еще три—пять лет назад об акции знали преимущественно жители крупных городов, то сейчас мы видим, что почти 70% посетителей онлайн-распродажи — жители регионов",— добавил президент АКИТ Артем Соколов.

В объединенной компании "Связного" и "Евросети" сообщили, что уже запустили свою распродажу. Там ожидают, что количество заказов в интернет-магазинах вырастет минимум в два раза к обычному уровню, и предполагают, что самой популярной товарной категорией в этот период станут смартфоны высоких и средних ценовых сегментов, а также аксессуары к ним — фитнес-трекеры и умные часы.

В сетях "М.Видео—Эльдорадо" в ноябре уже успели провести собственные "черные пятницы" и "день холостяков" (популярная в Китае распродажа). В эти дни спрос вырос в среднем на 30% к уровню обычных дней, а в период глобальной "черной пятницы" в компании ожидают роста продаж на уровне 50%. Помимо смартфонов в числе востребованных категорий в сети называют телевизоры, товары для здоровья и ухода за собой, а также крупную домашнюю технику, спрос на которую традиционно растет перед Новым годом.

По сравнению с прошлым годом россияне в распродажу "всемирного дня шопинга" 11 ноября были намного активнее, чем в прошлом году, подтверждает представитель AliExpress Russia Антон Пантелеев. По его словам, многие категории показали прирост оборота в 20% и выше. В компании ожидают аналогичной динамики и в "черную пятницу".

В Ozon.ru уверены, что продажи некоторых категорий могут вырасти больше чем на 57%, например одежды и детских товаров. В последней категории в дни акции спрос заметен не только на внутреннем рынке, но и в продажах в страны ближнего и дальнего зарубежья, отмечают в компании. Руководитель направления "Авиа" Ozon.travel Елена Волкова добавляет, что во время акции сильно растут и продажи билетов на российские направления, причем не только тех, которые участвуют в "черной пятнице": "Клиенты зачастую берут и более дорогие билеты".

Маркетинг акции вкупе с масштабными вложениями в рекламу, снижением наценки и высоким сезоном эффективно стимулируют продажи в период "черной пятницы", согласен аналитик компании "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин. Но рост все же может оказаться ниже ожиданий — около 20–30%, не исключает он: "С одной стороны, почти не будет эффекта новизны, так как в России мероприятие проводится с 2013 года и потребитель достаточно хорошо оповещен о нем. С другой стороны, реальные доходы населения после умеренного роста вновь перешли к падению и в сентябре просели на 1,5% год к году". Кроме того, рост покупок в кредит ограничит повышение ставки ЦБ, считает он.