Урожайный квартал для Tele2
По итогам III квартала 2018 г. выручка ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) выросла на 15,4% в сравнении с III кварталом 2017 г. и достигла 37,3 млрд руб. Чистая прибыль компании за III квартал 2018 г. составила 1,6 млрд руб., в то время как за аналогичный период прошлого года компания показала убыток в 1,4 млрд руб.
В III квартале 2018 г. показатель EBITDA у Tele2 составил 12,3 млрд руб., то есть увеличился на 47,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом показатель рентабельности EBITDA достиг 32,9%, увеличившись на 7,1 п.п. по сравнению с III кварталом 2017 г. Объем инвестиций в ИТ-инфраструктуру и технологическое развитие сети (CAPEX) составил 4,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с III кварталом 2017 г. на 78,3%. Соотношение CAPEX к выручке составило 11,8%. Чистая прибыль компании в 2018 г. составила 1,6 млрд руб. Что касается коэффициэнта отношения долга к EBITDA, он сократился на 36,2% и достиг значения 2,9.
В III квартале 2018 г. квартальный отток абонентов Tele2 относительно III квартала 2017 г. сократился на 0,4 п.п. и составил 9,1%. Средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 10,7% по сравнению с III кварталом 2017 г. Количество активных пользователей мобильного интернета выросло на 28,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин отметил, что таких высоких результатов Tele2 удалось достичь за счет структурного улучшения абонентской базы, увеличения доли активных интернет-пользователей и повышения лояльности клиентов. "В реализации поставленных задач нам помогает стратегия "Другие правила", которая позволила Tele2 стать трендсеттером на рынке сотовой связи России и оставаться любимым оператором для клиентов", - отметил он.
Если сравнивать результаты за девять месяцев предыдущего и нынешнего года, то операционная выручка Tele2 выросла на 17% до 105,3 млрд руб. Показатель EBITDA вырос на 45% до 32,6 млрд руб. Рентабельность EBITDA увеличилась на 5,9% до 31%, показатель CAPEХ - на 113,8% до 16,1 млрд руб. Чистая прибыль за девять месяцев у Tele2 составила 2,6 млрд руб., в то время как за аналогичный период прошлого года оператор показал убыток в 5 млрд руб.
Напомним, что чистая прибыль Tele2 во II квартале 2018 г. достигла 1 млрд руб. Выручка оператора составляла 35,2 млрд руб. (см. новость ComNews от 2 августа 2018 г.). При этом абонентская база Tele2 увеличилась на 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Средний доход на одного абонента (ARPU) вырос на 13,3% и составил 282 руб.
"Мы видим быстрый рост финансовых показателей Tele2, и результаты III квартала, традиционно удачного для телеком-операторов, вышли достаточно сильными. Рост EBITDA в три раза превышает рост выручки, что говорит о значительном росте операционной эффективности бизнеса, а рентабельность EBITDA по итогам III квартала составила уже 32,9%, постепенно приближаясь к показателям "большой тройки", - отметил аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин.
По словам Артема Михайлина, Tele2 вышел на прибыльность по итогам прошлого квартала и в III квартале демонстрирует улучшение показателя чистой прибыли, что также может оказывать позитивное воздействие на прибыльность "Ростелекома", владеющего крупной долей в операторе. "Капитальные затраты значительно выросли, что естественно на фоне ускоренного расширения существующей сети. По данным Роскомнадзора, Tele2 нарастил общее количество базовых станций на 11% год к году, а количество станций LTE - на 93% год к году. При этом относительная долговая нагрузка продолжает сокращаться и составила уже 2,9 по соотношению долг/EBITDA против 3,3 во II квартале этого года", - пояснил Артем Михайлин.
По его словам, скорее всего, оператор и в дальнейшем будет улучшать рентабельность EBITDA и прибыльность, постепенно приближаясь к показателям основных конкурентов и поднимая тарифы.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что наиболее важным показателем в отчете Tele2 является чистая прибыль в 1,6 млрд руб. по итогам III квартала, несмотря на увеличение инвестиций (CAPEX) на 78,3%, а также 2,6 млрд чистой прибыли по итогам трех кварталов (за девять месяцев). "Кроме того, важно сокращение отношения долга к EBITDA до 2,9, хотя здесь еще предстоит длительная работа, поскольку у крупнейших российских операторов это отношение приблизительно вдвое меньше (находится в пределах 1,2-1,9). Улучшение обоих показателей позитивно скажется на оценке стоимости оператора", - пояснил Леонид Делицын.
"Впечатляющий рост выручки (на 15,4%) был достигнут за счет роста ARPU на 10,7% и увеличения количества активных пользователей мобильного интернета на 28,4%. Однако ARPU дальше не сможет расти аналогичным темпами, а проникновение мобильного интернета постепенно выйдет на уровень насыщения. Поэтому эти факторы роста не будут долговременными", - уточнил Леонид Делицын.
По его мнению, драйвером роста Tele2 в ближайшие годы станут мобильный интернет, предоставление инфраструктуры виртуальным операторам, а также ИТ-сервисы.
Главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин рассказал, что на фоне других операторов мобильной связи Tele2 продолжает показывать хорошие темпы роста финансовых показателей. "Но по сравнению со II кварталом 2018 г. их динамика замедляется. Помимо хорошей динамики операционной выручки и ARPU позитивным моментом является опережающий темп роста EBITDA, что позволяет Tele2 наращивать маржу", - пояснил Игорь Нуждин.
"Мы считаем, что в улучшение показателей компаний заметный вклад вносит существенное увеличение активных пользователей мобильного интернета. Их прирост улучшает как динамику выручки, так и EBITDA. Этот фактор будет основным драйвером роста для компании. Однако операторы "большой тройки" возвращают в свою линейку безлимитные интернет-тарифы, что может усилить конкуренцию за этот сегмент рынка", - подчеркнул Игорь Нуждин.
Аналитик АО "Райффайзенбанк" Сергей Либин считает, что Tele2 получил хороший результат по росту выручки. "Результат хороший и совпадает с динамикой первого полугодия. Рост выручки немного замедлился, но при этом рост EBITDA увеличился. Рентабельность по кварталу - 33%, то есть уже практически близка к показателям "большой тройки". Что важно - чистая прибыль на хорошем уровне", - пояснил Сергей Либин.
По его словам, можно говорить о том, что компания Tele2 закончила активную инвестиционную фазу, на которой она находилась с момента выхода в Москву, и сейчас развивается в том ключе, который Tele2 озвучил в прошлом году: уход от модели однозначного дискаунтера и ставка на дополнительные услуги.
Сергей Либин также добавил, что финансовые результаты Tele2 влияют на чистую прибыль "Ростелекома". "То, что Tele2 показывает прибыль - это в том числе хорошо для "Ростелекома", - подчеркнул Сергей Либин.
Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко согласен с коллегами в том, что Tele2 улучшил результаты, хотя все еще не дотягивает до показателей "большой тройки". "У МТС и "МегаФона" рентабельность OIBDA выше 40%, а прибыли - 9-12%. Отток абонентов Tele2, возможно, связан с изменением тарифной линейки в этом году и расчисткой базы. К тому же компания давно не раскрывает количество абонентов. Возможно, что основной отток пришелся на Москву, а в регионах база устойчивая. Пока, на мой взгляд, компанию не будут выводить на IPO, даже несмотря на высокую долговую нагрузку", - отметил Георгий Ващенко.
Он также добавил, что оператор Tele2 продемонстрировал высокие темпы роста выручки, недостижимые для "большой тройки", что объясняется главным образом размером компании. "Низкая прибыль или ее отсутствие в отдельные кварталы говорит о стадии бурного роста. Продукт еще не стал так называемой дойной коровой, владельцы заинтересованы в развитии, а не в том, чтобы максимально получать дивиденды. Я полагаю, что высокие темпы роста продаж - 10-15% - могут сохраняться на протяжении одного-двух кварталов при условии успешной маркетинговой политики. Повышать цены будут все операторы, но это надо делать так, чтобы не столкнуться с оттоком, который у Tele2 и без того очень большой", - добавил Георгий Ващенко.
По его словам, компания Tele2 ориентируется в рекламе на молодежную аудиторию, хотя нет данных, что молодежь преобладает в структуре абонентской базы. "Необходимо развивать все направления, в том числе интернет вещей, который стоит на пороге бума. Доходы от интернета - наиболее быстрорастущий сегмент, его надо завоевывать, в первую очередь продвигая услугу среди всех групп абонентов", - пояснил Георгий Ващенко.