X5 Retail Group расширит воронку инноваций
X5 Retail Group открыла магазин-лабораторию для технического тестирования и R&D новых технологий. Сотрудники лаборатории тестируют в торговом зале технологии электронных ценников, видеоаналитики, умных полок, цифровых информационных панелей и сценарии самостоятельного сканирования и оплаты покупок.
10 октября X5 Retail Group представила свой магазин - лабораторию инноваций на ранней стадии - Х5 Lab.
Директор по информационным технологиям X5 Retail Group Фабрисио Гранжа сообщил, что X5 Retail Group открыла первую в России инновационную лабораторию. "В рамках этой лаборатории мы выясним, как будем тиражировать, пилотировать решения в другие магазины. Я уверен в том, что через эту лабораторию мы сможем продвинуть не только Х5 как технологическую компанию, но и весь российский рынок. Я уверен, что эта лаборатория - первый шаг на пути продвижения на российский рынок технологий не только в рознице, но и в других сферах деятельности, потому что, когда мы говорим, например, о видеоаналитике, мы говорим об огромном рынке для улучшения качества жизни", - рассказал Фабрисио Гранжа.
Рассказывая об идее создания платформы, директор по стратегическому развитию, большим данным и инновациям X5 Retail Group Вадим Капустин сказал, что компания пришла к этому, наблюдая за развитием ретейла в России. "Конкуренция на рынке высокая, за последние 10 лет количество торговых площадей на рынке увеличилось вдвое. Мы предполагаем, что оно еще удвоится или даже утроится в ближайшие 15 лет. Это означает, что в наши магазины будет сложнее привлечь покупателей. Сейчас идет борьба за каждого покупателя, и она будет усиливаться. Поэтому мы практически вынуждены запустить инновационный процесс", - объяснил Вадим Капустин.
В X5 Retail Group начали заниматься инновациями полтора года назад. Цель нововведений - привлечь покупателя, улучшая сервис и снижая или удерживая цены на товары. А также в том, чтобы снизить затраты продавца и увеличить выручку.
Лаборатория позволяет быстро и в условиях, максимально приближенных к действительности, проверить, как работают новые технологии и подходы, и затем масштабировать на весь бизнес. Либо, оценив риски и затраты, отказаться от их применения.
"Быстрый и эффективный поиск лучших технический решений - задача, для которой мы создали магазин-лабораторию. Она оборудована всем необходимым, чтобы сотрудники могли быстро "выложить инновации" на полку в торговом зале. В рамках действующего магазина мы не только проверяем совместимость технологии с ИТ-инфраструктурой Х5, но и оцениваем впечатление клиентов. Это важно, ведь мы работаем для удобства наших покупателей. Технологии, доказавшие свою эффективность в магазине-лаборатории легко переходят в пилотную зону - следующий этап оценки новых решений", - отметил Фабрисио Гранжа.
Руководитель направления "Стратегия и инновации" дирекции ИТ X5 Retail Group Виталий Порубов (на фото) рассказал корреспонденту ComNews, что процесс инвестиций в проект непрерывный. "Есть затраты, которые мы понесли при открытии. А вообще финансирование идет под каждый заказ. В рамках бизнеса мы формируем программу на два-три месяца и смотрим, как мы ее будем делать. Что нужно закупить - дополнительное оборудование, внешние команды, дополнительные ресурсы. Формируем бюджет, защищаем его у заказчика - "Пятерочки", "Перекрестка" и "Карусели", и запускаем новые истории. Через два-три месяца отчитываемся в виде протокола - демонстрации бизнеса. Что успешно и интересно - можно отдать в пилот. Так мы формируем сегмент", - рассказал Виталий Порубов.
Сотрудники лаборатории тестируют в торговом зале технологии электронных ценников, видеоаналитики, умных полок, цифровых информационных панелей и сценарии самостоятельного сканирования и оплаты покупок.
Электронные ценники помогают исключить человеческий фактор. Когда компьютер определяет и изменяет цену на полке, то вероятность ошибки снижается. Говоря о старых ценниках, Виталий Порубов привел пример, что сейчас сотрудники "Пятерочки" примерно 10% рабочего времени тратят на обновление ценников.
Видеоаналитика позволяет распознать пол и возраст аудитории, понять привычки, узнать маршруты передвижения по торговому залу. С помощью технологии видеоаналитики можно отслеживать, что стоит на полке. Вадим Капустин сказал, что эта технология на Западе только начинает распространяться, и уточнил, что они тестируют два метода отслеживания наличия товара на полке.
Вторая технология - умная полка. Нейросетка в умной полке четко понимает, сколько, например, бутылок лимонада забрали, даже в глубине стеллажа. "Она работает за счет встроенных в полку светодиодных сенсоров, где они в реальном времени определяют, есть ли товар на полке. Какая технология себя оправдает с точки зрения себестоимости, ту и будем внедрять массово", - поделился Вадим Капустин.
В рамках видеоаналитики разработан блэк-лист. "Если покупатель что-то украл, он занесен в этот лист, и в дальнейшем директору поступает сигнал, что за этим человеком надо проследить. Персонал не может останавливать или задерживать покупателей, единственное, что можно сделать, это находиться рядом с ними", - рассказал Виталий Порубов.
Кассы самообслуживания позволяют ускорить процесс чек-аута и уменьшить очередь. Они работают в том числе на оплату через мобильные телефоны (см. новость ComNews от 27 июня 2018 г.).
Кассы в будущем будут построены на базе дистанционного считывания о товаре. Тележка с товаром закатывается в специальный отсек, покупатель нажимает кнопку "сканировать" и за 5-7 секунд система считывает маркировку на товарах и выдает чек. Система позволяет считывать до 1200 меток одновременно. Это изобретение 2018 г. Недавно X5 Retail Group представляла проект Минпромторгу. Виталий Порубов сообщил, что массовое внедрение системы - это вопрос времени. "Мы не сможем промаркировать весь товар, это будет возможно, когда при производстве будут ставить маркировку на каждый товар. Производитель сам должен делать продукт с меткой", - рассказал он. Производители же обещают массово внедрить маркировку каждого товара к 2025 г.
Виталий Порубов добавил, что интересная тема с маркировкой - считывать состояние полки, чтобы понимать, что там лежит, с какими сроками годности. "Но по сделанным нами замерам сканер, который стационарно позволял бы считать целиком стеллаж, дает мощность облучения, которая превышает все нормы СанПиНа. Покупателя надо беречь. Даже если без покупателя - проверка придет, и не пройдем ее. Другой момент - ручным сканером пройти и посчитать полку. Но на продукты сложно наклеить метку - например, на йогурт стоимостью 20 руб. Даже если метка стоит сейчас 30-50 копеек, все равно эти затраты куда-то должны пойти. Я думаю, что бабушки, которые покупают этот йогурт, не порадуются. На мясо, которое стоит дороже, можно наклеить такую метку, для отслеживания срока годности. И снижать цену, чтобы не было просрочки", - рассказал Виталий Порубов.
Рассказывая о применении технологии "мобайл сканинг" Виталий Порубов объяснил, что покупатель, отсканировав с помощью мобильного телефона штрихкод на ценнике, сможет получить информацию, например, о калориях, увидеть отзывы покупателей о товаре. Отсканированный товар можно отправить на доставку, если, например, он тяжелый. Такая система превращает телефон покупателя в ассистента для шопинга.
В рамках инноваций X5 Retail Group планирует заменить прайс-чекер для проверки стоимости умным устройством, где можно помимо проверки стоимости оставить отзыв, узнать, какой соус подойдет к выбранным макаронам или какой сыр к вину, посмотреть рецепты с продуктом.
В планах X5 Retail Group - также замена компьютеров директоров торговых точек мобильным устройством со сканером. Такого устройства должно быть достаточно для работы.
В торговом зале также используются умные холодильники, которые снабжены датчиками температуры и количества оборотов генератора.
После тестирования в магазине-лаборатории новые технологии переходят в пилотную стадию в магазинах "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". На этом этапе специалисты Х5 оценят их экономическую эффективность - например, влияние на увеличение продаж или на сокращение затрат. В зависимости от результатов будут приниматься решения о тиражировании на все магазины в составе торговых сетей.
Виталий Порубов отмечает, что до создания площадки большинство технологий сразу заходили в пилот. "Но мы часто находили технические сложности: то что-то не работает, то в процесс не вписывается. Чтобы ускорить подготовку к пилоту, создана лаборатория, где можно что-то быстро попробовать. Далее гипотеза выходит в тираж - в магазин", - рассказывает он.
"Сегодня в воронке инноваций Х5 на стадии оценки и предварительной проработки находится более 500 стартапов. Большинство новых технологий требуют проверки на работоспособность и совместимость с ИТ-ландшафтом Х5. С одной стороны, в магазине-лаборатории все новые идеи теперь можно быстро проверить, с другой - мы сможем увеличить число экспериментов и ускорить воронку инноваций в целом", - отметил Вадим Капустин. Он добавил, что за полтора года из 500 стартапов около 170 компания изучила детально, из них более 60 или в пилоте, или пилотировались. Во внедрение перешло шесть пилотов.
Комментируя экономический эффект от проекта, Виталий Порубов сказал корреспонденту ComNews, что пока сложно делать прогнозы: "Я думаю, что в идеале через два-три года мы должны прийти к планированию своей деятельности, что благодаря инновациям мы заработали сколько-то миллиардов или сократили затраты на сколько-то миллиардов, но на текущий момент, учитывая, что инновационная деятельность активно началась полтора года назад, нет четко построенной конверсии от идеи до реализации. Пока мы планируем количество инициатив, количество пилотов, но до планирования в деньгах инновационной деятельности пока еще не доросли. По каждому пилоту мы считаем бизнес-кейс. Есть некая гипотеза, что, например, внедрение определенной технологии позволит сократить 15% затрат на электроэнергию. Выбираем магазины, внедряем и проверяем, подтверждается ли гипотеза. Или, например, контроль полки с доступностью товара на ней. В среднем увеличение доступности товара на полке на 2-3%, в зависимости от категории товара, дает увеличение продаж на 1%. Сколько составляет 1% от продаж, мы знаем, мы знаем стоимость этой технологии, и дальше стоит вопрос окупаемости. Если мы это разворачиваем, мы предполагаем, что продажи вырастут на 1%. Смотрим, окупается это или нет. Так по каждому кейсу мы формируем бизнес-модель".
Представитель пресс-службы розничной сети "Магнит" рассказал корреспонденту ComNews, что торговля на сегодняшний день - одна из самых динамичных отраслей экономики России, она является драйвером внедрения инновационных технологий. "Магнит" ориентируется на тенденции рынка. Для отбора и запуска инноваций в сети создан отдельный Департамент интеграции новых технологий, который аккумулирует весь спектр передовых инструментов и решений. Тестирования проводятся на базе существующих магазинов, что позволяет апробировать технологии в реальных условиях и сделать промежуток между запуском или доработкой максимально коротким", - рассказал представитель пресс-службы "Магнита".
Руководитель направления департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика" (ГК "АйТеко") Тимур Курков считает, что создание таких лабораторий вполне ожидаемо и особенно эффективно на базе крупных ретейлеров уровня Х5 Retail Group.
"Благодаря этому можно сохранить высокую скорость инноваций и снизить риски в условиях жесткого, высококонкурентного рынка. Создание такой лаборатории требует инвестиций, но этот проект может оказаться очень полезным для развития бизнеса. Кроме того, на базе такой лаборатории можно проводить обучение, знакомство с новыми технологиями, продукцией компании и принципами ее работы. В этом случае лаборатория становится еще и инструментом продвижения бренда, привлечения внимания потенциальных клиентов, сотрудников, партнеров. Ретейл активно осваивает широкий спектр технологий, позволяющих лучше понимать и прогнозировать потребности клиентов, эффективно выстраивать цепочки поставок, управлять лояльностью покупателей и поставщиков. Много внимания в последние годы уделяется оптимизации мерчендайзинга, рациональному использованию торговых и складских площадей, сокращению сроков поставки и хранения товаров. По традиции, ретейл много и успешно экспериментирует с совершенствованием цепочек поставок, применяя для этого сегодня такие инструменты, как блокчейн, предиктивная аналитика, большие данные. Кроме того, в ретейле накоплен большой опыт аутсорсинга различных бизнес-процессов - от обслуживания торговых объектов и оборудования до аутстаффинга", - говорит Тимур Курков.
Директор по работе с корпоративными клиентами "Крока" Алексей Жаворонков приводит примеры процессов, которые оптимизируют внедряемые инновационные технологии: "Например, Wi-Fi-аналитика, которая предполагает использование Wi-Fi-точек не только по прямому назначению - для доступа в Сеть, - но и в качестве маячков, отслеживающих перемещения посетителей по торговой зоне. На основе полученной информации создаются тепловые карты, которые помогают визуализировать потоки движения покупателей, определять зоны, пользующиеся наибольшей популярностью, выявлять лояльных посетителей и даже отправлять на их телефоны интересный им контент - например, со спецпредложениями. В продуктовом ретейле технология может успешно решать не одну, а целый ряд задач. Например, посчитать посетителей в зале, чтобы оптимизировать число консультантов. Подобный проект для оптимизации работы касс "Крок" реализовал для крупного гипермаркета: там на основе прогноза трафика формируется график работы кассовых узлов. Решение помогает бороться с очередями, предупреждая о необходимости открыть новую кассу. Этим функции видеоаналитики не ограничиваются - они могут отследить реакцию человека на рекламное объявление, зонирование или товарную выкладку, распознать постороннего человека в закрытой зоне. Или, дополнив видеоаналитику технологиями Digital Signage, транслировать клиентам актуальную именно для них рекламу и измерять отклик посетителей. Такой персонализированный подход увеличивает вероятность продажи, мотивацию консультантов, выручку магазина и лояльность покупателей".
Он также отмечает, что с помощью технологий виртуальной реальности можно повысить эффективность обучения сотрудников магазинов, а приложения дополненной реальности будут полезны для интерактивной демонстрации товаров и их преимуществ покупателям. "Используя брендированное AR-приложение можно практически у себя на столе познакомиться с виртуальным каталогом продукции. Благодаря интерактивной составляющей AR- и VR-технологий достигается более глубокое вовлечение в продукт и формируется опыт взаимодействия с брендом совершенно нового типа. В обучении персонала магазинов и консультантов торговых залов VR-тренажеры будут полезны для развития soft skills. Например, можно задать сценарий общения с покупателем в эмоционально сложной ситуации или отработать конфликтную ситуацию на кассе. Такие решения будут полезны всем, чья работа связана с ежедневным общением с покупателями. Плюс VR-тренажеры позволяют проводить обучение дистанционно, что немаловажно для федеральных торговых сетей с широкой географией присутствия", - подводит итог Алексей Жаворонков.