Попутчики поедут по правилам
Законопроект о госрегулировании карпулинга (совместного использования автомобиля с разделением расходов), разработанный департаментом транспорта Москвы, предусматривает штрафы для водителей за прием наличных от пассажиров. Агрегаторы поездок, среди которых BlaBlaCar, BeepCar и "Яндекс.Попутка", за различные нарушения могут быть не только оштрафованы, но и заблокированы. Со своей стороны, они должны обмениваться данными о водителях с регулятором и блокировать по требованию аккаунты нарушителей. Документ только начал обсуждаться, но уже вызвал протесты — и как слишком жесткий, и как недостаточно жесткий.
В распоряжении "Ъ" оказался законопроект о госрегулировании так называемого карпулинга, разработанный департаментом транспорта Москвы. Документ предполагает введение аккредитации для владельцев интернет-платформ и установление предельного размера платы. Деньги будут взиматься водителем с попутчиков "в целях компенсации части расходов", при этом агрегаторы должны перевести все операции на безналичный расчет. За взимание наличных водителю грозит штраф 5 тыс. руб.
Также речь идет о том, чтобы допускать к карпулингу только водителей, имеющих национальное водительское удостоверение РФ и стаж не менее трех лет. Предлагается ввести запрет быть водителями лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также неоплаченный штраф за нарушение ПДД с истекшим сроком и другие нарушения. Автомобили должны быть зарегистрированы в РФ и оснащены ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Водитель, совершивший более 20 перевозок в карпулинге за год, должен иметь допуск врача к следующим поездкам. Контролировать платформы будет Ространснадзор. Согласно подзаконным актам (есть у "Ъ"), агрегаторы должны заключать с властями соглашения об информационном взаимодействии.
Компания предоставит доступ к данным о водителях, чтобы государство вело учет числа перевозок по договорам некоммерческого фрахтования.
В свою очередь, власти будут передавать агрегаторам данные о водительских удостоверениях, чьи учетные записи подлежат блокировке, а также информацию о лицах, чьи учетные записи заблокированы на интернет-платформах других агрегаторов. Агрегаторов предлагается обязать блокировать аккаунт за коммерческие перевозки, в том числе на других платформах, а также по указанию властей.
Сами платформы также могут быть оштрафованы за нарушения. Для индивидуальных предпринимателей штрафы составят 20–50 тыс. руб., для юридических лиц — 100–200 тыс. руб. Повторное нарушение может обернуться штрафами в 50–100 тыс. руб. для ИП и 200–300 тыс. руб. для компаний. Третье же нарушение в течение календарного года даст властям основание обратиться в суд с заявлением об аннулировании аккредитации агрегатора и блокировке его интернет-платформы. Восстановить аккредитацию агрегатор сможет не ранее, чем через год.
В дептрансе комментировать документ не стали. Крупнейшим сервисом карпулинга в РФ считается французская BlaBlaCar. Недавно компания договорилась с Mail.ru Group о покупке у нее ключевого конкурента — BeepCar. Карпулинговый сервис есть и у "Яндекса" — "Яндекс.Попутка". В "Яндексе" и BlaBlaCar не ответили на запрос "Ъ".
Законопроект был представлен в начале августа рабочей группе по регулированию карпулинга при Минтрансе, созданной в июле по поручению вице-премьера Максима Акимова. Один из участников совещания уточнил "Ъ", что это лишь один из представленных вариантов и "пока не пройдет следующее заседание, рано что-либо комментировать, собирается множество мнений, ничего не принято". Тем не менее против законопроекта уже выступили Минэкономики и Союз пассажиров, утверждает президент ассоциации ЕТС "Автобусные линии страны" Борис Лоран. По его словам, представитель Минэкономики на совещании объяснил свой протест важностью экономического сотрудничества России и Франции, частью которого могла бы стать "либерализация рынка перевозок в контексте карпулинга". В самой ЕТС документ называют даже недостаточно жестким: "Мы считаем, что не до конца закручены гайки в хорошем смысле". Но, заверили там, "нет позиции ликвидировать BlaBlaCar и избавиться от него полностью", все должны быть "на равных".
С технической точки зрения предлагаемое решение проблемы правового вакуума выглядит рабочим, полагает партнер юридической фирмы "Зарцын, Янковский и партнеры" Роман Янковский. "Вопрос в другом — нужно ли здесь госрегулирование? Если будет аккредитация, ответственность, штрафы, многие водители предпочтут отказаться от услуг сервиса и уйти в серую зону. Будут договариваться с попутчиками, как раньше,— на форумах, в соцсетях, в местных городских сообществах",— уверен юрист. За рубежом, поясняет он, карпулинг нередко даже дотируют, дают спецполосы, как для такси, и поощряют наличие в машине пассажиров.