выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
26.03.2018

На минувшей неделе мы наблюдали очередной виток противостояния сервиса мгновенных сообщений Telegram и российских властей. После того как Верховный суд России отказал в удовлетворении иска Telegram к Федеральной службе безопасности (ФСБ), Роскомнадзор направил в адрес Telegram Messenger Ltd. уведомление о необходимости исполнения обязанностей организатора распространения информации, а именно: Telegram должен в течение 15 дней предоставить ФСБ России информацию, требуемую для декодирования сообщений пользователей (ключи шифрования).

Представители Роскомнадзора отметили, что в случае невыполнения обязанностей в установленный срок отраслевой надзорный орган направит исковое заявление в суд с требованием ограничить на территории РФ доступ к интернет-ресурсам компании Telegram Messenger Ltd. Решение об ограничении доступа будет принимать суд (см. новость ComNews от 21 марта 2018 г.).

Основатель Telegram Павел Дуров в своем Twitter-аккаунте так прокомментировал решение Верховного суда России и Роскомнадзора: "Угрозы заблокировать Telegram, если он не выдаст частные данные пользователей, не принесут плодов. Telegram будет стоять за свободу и неприкосновенность частной жизни". Отметим, кстати, что после решения Верховного суда России юристы, представляющие интересы Telegram, подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Таким образом, для Telegram начался обратный отсчет до возможной блокировки мессенджера в России. Распространяющиеся со скоростью лесного пожара новости о Telegram заполонили на прошлой неделе информационное пространство. И в медийном поле ситуация выглядит как нельзя лучше для броских заголовков, наподобие: "Павел Дуров будет стоять за свободу и неприкосновенность частной жизни" или "Telegram не отдаст ФСБ ключи шифрования" и т.п.

Если не впадать в экзальтацию и не начинать развешивать ярлыки по поводу того, кто в этом противостоянии больше прав и что важнее - безопасность или свобода, и посмотреть на эту историю с точки зрения прагматичного ведения бизнеса, то становится очевидно, что выиграет Павел Дуров и его Telegram в любом случае.

Реклама уже давно перестала продавать товар, говоря только о том, что он по техническим или иным характеристикам лучше, чем у конкурентов. Нам уже давно продают стиль жизни, ощущения, общность, а также принципы. Если ты пьешь нашу газировку - это потому, что ты исключительный. Если ты ездишь на автомобиле нашей марки - это потому, что он дает тебе свободу.

Иными словами, "свобода и неприкосновенность частной жизни" - отличный маркетинговый инструмент, ничем не хуже других подобных. Абстрактные понятия очень хорошо продают товар.   

Напомним, что такой сценарий в противостоянии Telegram и регуляторов мы наблюдаем не впервые. История началась еще летом прошлого года, когда Telegram долго мелькал в топах новостей из-за разбирательств с Роскомнадзором, который хотел получить от мессенджера данные для внесения в реестр организаторов распространения информации. Тогда мы тоже видели заявления Павла Дурова на тему "свободы и неприкосновенности". Однако в итоге (и это произошло в последний момент) Telegram данные предоставил, был внесен в реестр, и это предотвратило блокировку мессенджера в России.

Уже тогда эксперты говорили о том, что это едва ли можно назвать победой для Павла Дурова, поскольку статус организатора распространения информации предполагает, что он должен хранить и предоставлять российским спецслужбам по запросу метаданные пользователей, а если он не будет этого делать, его опять же могут заблокировать, и формально Павел Дуров дал на это согласие.

Понимали ли те, кто консультирует Telegram по правовым вопросам, что за внесением в реестр последуют и другие требования от регуляторов? Скорее всего, да. Но если это было понятно еще тогда, то почему принципы "свободы и неприкосновенности частной жизни" не взяли верх и Telegram не перестал работать в России еще летом прошлого года?

На фоне разбирательств с Роскомнадзором мессенджер Telegram (в период 22 по 26 июня 2017 г.) переместился с 15-го на 7-е место по популярности среди бесплатных программ для iPhone. В магазине приложений для Android-устройств - Play Market - Telegram за те же пять дней переместился с 31-го на 20-е место. Эксперты отмечали тогда, что конфликт между властями и Telegram способствовал продвижению мессенджера и с точки зрения PR ситуация развивалась в позитивном для Telegram ключе. В ходе полемики "нативно" подчеркивались надежность и защищенность сервиса.

В конце прошлой недели в официальном блоге Telegram за подписью Павла Дурова появилось сообщение о том, что количество активных пользователей Telegram достигло 200 млн. В сообщении говорится много хороших и добрых слов в адрес пользователей мессенджера. "Этим достижением мы обязаны только вам - нашим пользователям. Мы никогда не продвигали Telegram при помощи рекламы, все эти 200 миллионов людей пользуются Telegram, потому что вы пригласили их присоединиться. Именно поэтому вы - наши пользователи - были и всегда будете нашим единственным приоритетом", - говорится в сообщении.

По поводу рекламы, кстати, сложно не согласиться: зачем нужна реклама, если Telegram регулярно заполоняет собой информационное поле.

Отдельно в том же сообщении в блоге отмечено, что, "в отличие от других популярных приложений, Telegram не имеет акционеров или рекламодателей, перед которыми должен отчитываться". А также говорится о том, что мессенджер не сотрудничает с государственными органами. "Со дня запуска в августе 2013 года мы не раскрыли третьим лицам ни одного байта личных данных наших пользователей. Мы работаем таким образом, потому что мы не рассматриваем Telegram как организацию или приложение. Для нас Telegram - это идея. Идея, что каждый человек на этой планете имеет право быть свободным", - заявил Павел Дуров в блоге Telegram.

Итак, вернемся к мысли о том, что Павел Дуров и его Telegram в противостоянии с российскими регуляторами выиграет в любом случае. Если компромисс будет найден, то в медийном пространстве история будет выглядеть как то, что Telegram заботится в первую очередь о пользователях. И это ровно то, о чем пишет Павел Дуров касаемо "единственного приоритета".

Если же договориться не удастся и Telegram пойдет по стопам LinkedIn, то есть перестанет работать в России, то и это не беда. По данным Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров, в России мессенджером Telegram пользуется около 15 млн человек. В сравнении с 200 млн - это не столь значительное количество. Но при этом, с точки зрения восприятия, Telegram будет выступать в роли принципиального борца за "свободу и неприкосновенность частной жизни". А это, с высокой долей вероятности, позволит ему снискать расположение новых пользователей, которые разделяют идею о том, "что каждый человек на этой планете имеет право быть свободным" в других странах.

А 15 млн пользователей в России? Что ж - это цена свободы. Хотя и здесь не все однозначно: ведь, несмотря на формальное закрытие доступа к LinkedIn в России, огромное количество людей из отечественного бизнеса продолжают пользоваться этой социальной сетью деловых контактов - кто с помощью VPN, кто с применением анонимного браузера Tor, кто еще как-то.

Можно ли назвать Павла Дурова принципиальным человеком? На этот вопрос каждый ответит сам. Можно ли назвать Павла Дурова неудачливым бизнесменом? Конечно нет. И пользоваться маркетинговыми инструментами он умеет очень хорошо.