Искусственный интеллект работает вместо юристов
Сбербанк запустил новый сервис, позволяющий в несколько кликов создавать юридические документы на базе встроенной интеллектуальной системы выбора условий документа и многовариативных шаблонов. Похожую услугу предложили для российских клиентов и специалисты французской компании Wonder.Legal. Они применили возможности искусственного интеллекта (ИИ) для создания юридических документов. Опрошенные корреспондентом ComNews юристы отметили, что цифровизация рутинных функций возможна и полезна. Однако это не замена живому человеку.
Как уточнили в пресс-службе Сбербанка, новый сервис получил название "Конструктор документов". Сервис доступен для подключения в интернет-банке "Сбербанк Бизнес Онлайн". Сопровождение сервиса осуществляет компания "Корус Консалтинг СНГ", входящая в группу "Сбербанк". Специалисты интегрировали "Конструктор документов" в систему электронного документооборота E-invoicing. "Это позволяет клиентам подписывать создаваемые документы электронной подписью и отправлять по системе E-invoicing своему партнеру для подписания в электронном виде", - пояснили в пресс-службе банка.
"Сервис не предоставляет возможности "юридического заверения документов". Он предназначен для создания юридически грамотных документов. В сервисе реализована единая тарификация: полный функционал - 955 руб. в месяц, вне зависимости от количества документов, которые созданы с его помощью. "Конструктор документов" реализуется по концепции freemium. Это означает, что он доступен всем пользователям бесплатно в режиме ограниченной функциональности - без возможности выгрузить и распечатать сформированный документ", - пояснили корреспонденту ComNews в пресс-службе Сбербанка.
Так, благодаря сервису клиент может создать практически любой документ - от доверенности на автомобиль до сложного договора купли-продажи в полном соответствии с законодательством РФ. Специалисты интегрировали в сервис базу из более чем 1400 шаблонов документов для бизнеса и персональных нужд, в том числе кадровые, исковые документы, доверенности, документы, связанные с интеллектуальным правом и многое другое.
В Сбербанке рассказали, что для подготовки документа клиенту необходимо выбрать шаблон, ответить на несколько уточняющих вопросов в системе, и сервис в режиме реального времени создаст документ под заданные пользователем требования. Кроме того, пользователь может создать реестр контрагентов, с которыми постоянно работает компания, и в дальнейшей работе просто выбирать контрагентов из списка. Реквизиты партнеров будут подставляться в договоры, акты и прочие документы автоматически, что сокращает время подготовки документа.
"Использование сервиса позволит существенно сократить время и снизить затраты предпринимателей на создание необходимых юридически грамотных документов, полностью отказаться от услуг сторонних юристов при подготовке требуемых для бизнеса или персональных нужд документов", - подчеркнули в Сбербанке. По словам директора дивизиона "Цифровой корпоративный банк" Сбербанка Евгения Колбина, каждое предприятие сталкивается с необходимостью готовить документацию. А "Конструктор документов" позволит клиентам готовить любую документацию самостоятельно, не привлекая и не нанимая юристов.
Отметим, что недавно на российский рынок вышел сервис французской компании Wonder.Legal, который на основе искусственного интеллекта предлагает частным лицам и предпринимателям создание юридических документов без обращения к юристам. Платформу основал программист Джереми Эскенази во Франции в ноябре 2014 г. Wonder.Legal представляет собой нативную программу и предлагает юридические и официальные документы из различных отраслей права - трудового, гражданского, семейного и др. Платформа доступна более 230 тыс. клиентам в 12 странах мира.
"Пользователю необходимо совершить всего три действия, чтобы получить документ с учетом конкретной ситуации и в полном соответствии с действующим законодательством", - отметил официальный представитель Wonder.Legal. В компании подчеркнули, что автоматизация процесса позволила разработчикам значительно снизить себестоимость итоговых документов без потери качества.
Одно из главных отличий Wonder.Legal от других сервисов на рынке - модель оплаты. Сервис предлагает заплатить только за нужный документ и не использует широко принятую модель ежемесячной подписки. Представитель Wonder.Legal пояснил, что к каждому документу, размещенному на платформе сайта, прилагаются рекомендации с описанием того, как использовать документ, чтобы он имел юридическую силу. Согласно общему правилу, большинство документов вступают в юридическую силу с даты их подписания обеими сторонами.
"Сегодня львиная доля юристов, адвокатов и нотариусов пользуются интернет-платформами для поиска законодательных актов и судебной практики, что еще каких-то пять лет назад казалось маловероятным и не столь популярным. Внедрение ИТ-решения как средства генерации индивидуальных юридических документов под каждый "кейс" клиента - следующий шаг в развитии индустрии LegalTech в России", - заметил Джереми Эскенази.
Говоря о том, в связи с чем Wonder.Legal решил выходить на российский рынок, основатель платформы сказал, что на сегодняшний день получение качественной юридической услуги, как и документа, является крайне затратным для большинства граждан, а также малого и среднего бизнеса на территории России. Но при этом российская экономика продолжает стремительно развиваться и выходить из кризисной фазы.
"На рынке появляется много новых стартапов, готовых активно расти в текущих условиях. Как следствие, необходимость в получении квалифицированной юридической помощи не отпадает, а наоборот - растет, - отметил Джереми Эскенази. - К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что на российском рынке коллеги декларируют, но на практике предлагают шаблонные решения с минимальными отличиями. От правильно составленного документа, который учтет все нюансы, в конечном итоге зависит жизнь конкретных людей, и тут мы не намерены идти ни на какие компромиссы". В Wonder.Legal сообщили, что компания к концу 2018 г. планирует войти в топ-3 юридических онлайн-инструментов России.
Корреспондент ComNews опросил юристов и узнал, способны ли такие сервисы заменить классическую работу юристов.
"Как бы это парадоксально ни звучало, но юристам такие сервисы более выгодны, чем людям, не являющимся специалистами в праве", - отметил управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин. Во-первых, уточнил он, шаблоны документов юристы использовали всегда. Во-вторых, юристы перестанут заниматься совсем рутинными задачами, а сосредоточатся на вопросах, требующих осмысленного и творческого подхода. В-третьих, использование шаблонных юридических документов уместно лишь в случаях, когда речь идет о том, чтобы просто соблюсти законодательство (например, составить кадровый документ) либо же когда вероятные потери от сделки не так велики и человек готов взять на себя риск того, что документ окажется нерабочим (например, договор оказания образовательных услуг репетитором).
Алексей Сулин считает, что в ситуациях, когда есть вероятность имущественных потерь, например в силу недобросовестности контрагента или по другим причинам, целесообразно обращаться к квалифицированному юристу. "ИИ в настоящее время может закрыть лишь стандартные и малозначительные вопросы", - отметил юрист.
Как заметил в разговоре с корреспондентом ComNews заместитель председателя совета партнеров "Катков и партнеры" Алексей Копылов, цифровизация рутинных функций возможна и полезна. Однако это не замена живому человеку. "Поэтому, подобно тому, как телемедицина, mobile health и им подобные технологии не заменяют и не отменяют людей, smart-контракты и тем более просто формы документов, пусть и с более совершенным поиском, не заменят юриста", - сказал он.
Председатель совета директоров Консорциума 3i Technologies Алексей Любимов отметил, что желание автоматизировать юриспруденцию и заменить юристов программными роботами возникло еще XX веке, сейчас текстовые системы вполне позволяют это сделать. Он добавил, что в ближайшее время будут анонсированы аналогичные бухгалтерские системы, так как автоматизировать их тоже не сложно. "Это, конечно, не значит, что профессия юриста или бухгалтера исчезнет. Есть еще много сегментов и в юриспруденции, и в бухгалтерии, где заменить человека пока не выйдет", - прокомментировал эксперт.
При этом, как отметил Алексей Любимов, автоматизация "низшего" уровня юриспруденции позволит повысить качество сервисов, снизить их стоимость и расширить их распространение. Однако есть и минусы: части юристов, очевидно, придется сменить профиль деятельности, так как на рынке уже и сейчас их избыточно много. По словам представителя 3i Technologies, "это пережиток образовательного перекоса 1990-х, когда все вузы страны стали массово выпускать юристов и экономистов".
По мнению Алексея Любимова, автоматизация низшего уровня юридических услуг - это лишь первый шаг, современные интеллектуальные системы могут намного больше. Например, уточнил он, ИИ вполне по силам проконсультировать человека по юридическим вопросам, современные текстовые и голосовые интерфейсы делают общение с системой максимально комфортным. ИИ точно не нахамит ни одному клиенту, не сделает орфографической ошибки в договоре или акте, а если с чем-то не справится, переведет "разговор" на квалифицированного юриста-человека.
"В России много говорят о низкой эффективности труда, поэтому для отечественного рынка роботизация - это возможность повысить конкурентоспособность продукции. И это та же причина, почему у нас программная роботизация целых отраслей может произойти быстрее, чем в других странах", - резюмировал Алексей Любимов.
-
23.06.2017Promobot освоил "бигдату"