Veon собрал базу
Запущенное "Вымпелкомом" приложение Veon за три месяца с конца июля набрало почти 800 тыс. активных пользователей, свидетельствуют данные Mediascope. Это позволило ему стать седьмым по популярности мессенджером в России. Эксперты считают такие показатели "скромными, но неудивительными".
По оценке Mediascope, в октябре 2017 года (последние доступные данные) число пользователей платформы Veon, заходивших в приложение хотя бы раз, составило 748 тыс. человек от 12 до 64 лет в городах с населением более 100 тыс. Сервис занял седьмое место среди наиболее популярных мессенджеров, опередив ICQ (693,7 тыс. пользователей), "Google Чат" (508,5 тыс.) и "Mail.ru Агент" (505,6 тыс.). Возглавляет список WhatsApp (22 млн), за ним идут Viber (18,9 млн), Telegram (7,3 млн), Skype (6 млн), Facebook Messenger (1,8 млн) и Hangouts от Google (815,7 тыс.).
Телекоммуникационный холдинг Veon, куда входит и российский "Вымпелком", анонсировал платформу Veon в феврале 2017 года. "Вымпелком" презентовал ее в России 19 июля. Veon объединяет функции мультимедиасервиса, платформы для общения и маркетплейса с партнерскими предложениями, акциями и скидками. В ноябре гендиректор "Вымпелкома" Шелль-Мортен Йонсен заявил, что приложение скачали 1,3 млн человек. Всего на конец сентября у "Вымпелкома" было 58,8 млн абонентов, следует из отчетности оператора. Холдинг планирует инвестировать в приложение Veon примерно $100 млн в год в течение нескольких лет, говорил в мае глава Veon Жан-Ив Шарлье. Для сравнения: основатель Telegram Павел Дуров рассказывал журналу Fortune в феврале 2016 года, что вкладывает в развитие мессенджера $1 млн ежемесячно.
"С Veon в России очень удачно идут дела в области развития партнерских программ, мы находимся на пути развития Veon как нашей торговой площадки, маркетплейса. Мы видим, что предложения, которые мы делаем на этой платформе, пользуются популярностью,— пояснил "Ъ" господин Йонсен.— Безусловно, создать мессенджер, который был бы лучше WhatsApp, Telegram и других аналогов,— сложнейшая задача. Поэтому мы в меньшей степени делаем акцент на функционировании нашей платформы как мессенджера". По его словам, пользователи Veon основную часть времени изучают партнерские программы и предложения, а также смотрят контент.
Коммуникационные сервисы есть и у других операторов: у "МегаФона" это приложение E-Motion, у МТС — МТС Connect. "E-Motion — часть экосистемы цифровых сервисов "МегаФона", приложение очень востребовано среди продвинутых пользователей",— рассказала представитель оператора Юлия Дорохина. Оно, в частности, позволяет звонить и отправлять сообщения в том числе абонентам, у которых приложение не установлено. Такую же возможность предоставляет и запущенный в 2015 году МТС Connect, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников, добавляя, что ежемесячно количество его пользователей "увеличивается в среднем на 12–15%". "Мы планируем взаимную интеграцию сервисов, аудитория которых в наибольшей степени пересекается, всего у нас их более 30 — от такси до сервиса знакомств",— уточняет он. Аудиторию приложений в "МегаФоне" и МТС не раскрывают.
Гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов называет результаты Veon "скромными, но неудивительными": трудно было ожидать, что приложение составит серьезную конкуренцию наиболее популярным мессенджерам. "Veon — гораздо больше чем мессенджер, но он не предлагает ничего, что нельзя найти в других приложениях,— продолжает он.— Чтобы завоевать аудиторию, новый сервис должен предложить нечто уникальное и набрать критическую массу пользователей. Этого не произошло ни в случае продукта Veon, ни в продуктах других российских операторов".
Впрочем, поскольку Veon начал активную рекламную кампанию лишь в сентябре, такой результат — "это уже неплохо", считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Он обращает внимание на показатель Average Daily Reach (среднее количество человек, заходивших в мобильное приложение хотя бы один раз за день) — 0,1%, самый низкий в топ-10. "Можно это интерпретировать так: многие увидели рекламу, скачали, один раз зашли и поняли, что продукт не предлагает им ничего особенного",— рассуждает он. По мнению господина Либина, на зрелых рынках, включая Россию, новым мессенджерам сложно добиться заметного успеха. "Интереснее было бы посмотреть на то, какую аудиторию Veon набрал бы в Пакистане, Бангладеш или Алжире — рынках с невысокой платежеспособностью, где выше востребованность бесплатного сервиса",— считает он.