Елизавета Титаренко
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
09.10.2017

Большинство пациентов в России считают удобным удаленное получение электронных рецептов и справок, а также консультаций с помощью телемедицинских технологий. Как свидетельствуют опросы, готовность российских граждан к телемедицине даже выше, чем у жителей западных стран. Однако желание пользоваться телемедицинскими услугами наталкивается на ряд препятствий при их получении. Если профильные госорганы, организации и все заинтересованные стороны не поторопятся с устранением барьеров, отрасль телемедицины рискует столкнуться с так называемой уберизацией, когда инициативы, продукты и проекты в этой сфере начнут бесконтрольно появляться и множиться. Это может привести к снижению качества услуг, что критически важно для такой области, как медицинское обслуживание.

Согласно совместному исследованию Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики и МТС, 97,5% пациентов готовы получать результаты анализов и другие медицинские документы в электронном виде, 81,3% готовы получать удаленные консультации у лечащего врача, 80,5% готовы обращаться к незнакомым врачам за получением "второго мнения", 89,6% - использовать гаджеты для контроля за здоровьем. 77,4% врачей готовы проводить удаленный мониторинг хронических больных. Результаты оптимистичнее, чем в аналогичных опросах за рубежом, свидетельствуют эксперты и утверждают, что российские пациенты и врачи готовы к электронному взаимодействию. И только 15% врачей являются противниками телемедицинских технологий.

Такие результаты связаны не столько с улучшением качества помощи, сколько с повышением доступности качественной медицины. Это понятно: с учетом географии нашей страны часть граждан не имеют доступа к необходимым узкопрофильным специалистам, а многие - и вовсе к медицинской помощи. Телемедицина теоретически поможет решить эту проблему. 

Однако на пути развития телемедицины встает целый ряд препятствий. Например, когда директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович на прошлой неделе рассказывала о приведенных выше результатах опроса, в зале выключили электричество и ее презентация исчезла с экранов. А что будет, если электричество пропадет при оказании телемедицинской консультации для матери, которая сидит на даче и у которой заболел ребенок? Перебои в связи также могут помешать оказанию удаленной медицинской помощи.

Кроме того, специалистов волнует отсутствие подзаконных актов, которые должны конкретизировать положения закона о телемедицине, подписанного президентом РФ в июле 2017 года. Он вступит в силу с 1 января 2018 года, но документа, определяющего порядок предоставления населению дистанционных медуслуг, пока нет. Кроме того, еще необходимо определить гарантии прав пациента и врача, оказание как платной, так и бесплатной телемедицинской помощи в рамках ОМС и многое другое. Минздрав призывает участников отрасли к сотрудничеству для составления подзаконных актов, однако у отрасли есть опасения, что подготовка документов может затянуться. Зато не затягивается появление все новых и новых сервисов, которые готовы как бесплатно, так и за деньги помогать удаленными медицинскими консультациями.

Тем временем более половины потенциальных пациентов в России (57,4%) убеждены, что услуги цифровой медицины должны оказываться на базе официальных медицинских учреждений, а не по принципу сервиса Uber, когда врачи в свободное от работы время консультируют пациентов через различные сервисы и приложения. Пациенты заинтересованы в гарантии качества услуг.

Теперь представим, что будет, если произойдет "уберизация" рынка телемедицинских услуг. Появится большое количество агрегаторов телемедицинских услуг, через которые можно будет заказать удаленную консультацию с врачом. Любой из медиков сможет подзаработать таким образом, поэтому идея "уберизации" является привлекательной и получит распространение. Однако большое количество сервисов не значит, что каждый из них будет гарантировать качественную услугу и защиту от мошенничества. Врач, который будет работать сразу на целый ряд телемедицинских сервисов (как ныне у многих таксистов одновременно установлены приложения Uber, "Яндекс.Такси" и "Такси Везет"/RuTaxi), может устать, ошибиться, дать неверный совет. А в медицине стоимость ошибки высока.

На прошлой неделе руководитель проекта "Здоровье Mail.Ru" Евгений Паперный раскритиковал идею "уберизации" телемедицины. Он провел параллель с рынком такси. После появления Uber, "Яндекс.Такси" и других сервисов работы у таксистов прибавилось, и она стала тяжелее. Из-за того что таксисты хотят обслуживать больше заказов и не высыпаются, случаются ДТП. Кроме того, часть людей жалуются на работу агрегаторов, однако не всегда понятно, кому отправлять жалобу и кто несет ответственность за некачественно оказанную услугу.

В итоге ясно одно: если государство не поторопится и не создаст необходимые документы, уточняющие все аспекты и тонкости оказания телемедицинских консультаций, то страна рискует получить стихийно развивающуюся Uber-медицину со всеми вытекающими последствиями.