Трекеры нашли дорогу к покупателям
Рынок смарт-гаджетов в России в первом полугодии 2017 года продолжил рост: умных часов продано на 40%, а фитнес-трекеров — на 65% больше, чем годом ранее. Такие устройства — первое, что интересует потребителей после обновления смартфона, уверены ритейлеры, рассчитывающие, что рынок будет устойчиво расти и дальше. Аналитики не разделяют оптимизма и прогнозируют снижение динамики продаж, которое уже происходит на американском и азиатском рынках.
Рынок смарт-часов в России за первое полугодие 2017 года вырос более чем на 40% в штуках и денежном выражении к аналогичному периоду прошлого года, следует из отчета "М.Видео", с которым ознакомился "Ъ". Общий объем продаж в этом сегменте за шесть месяцев составил 2,1 млрд руб. По итогам 2016 года продажи смарт-часов росли в штуках на 11% и в деньгах на 44%. В "Связном" считают, что продажи смарт-часов за полугодие выросли почти в 1,5 раза в денежном и более чем в два раза в физическом выражении. По данным "М.Видео", средняя цена таких устройств осталась на уровне прошлого года — около 24 тыс. руб. Лидером рынка остается Apple с долей около 60%, вторую строчку занимает Samsung, который с выходом в конце 2016 года новинок улучшил позиции и теперь занимает около трети рынка.
Положительную динамику демонстрирует и сегмент смарт-браслетов и фитнес-трекеров: россияне купили в январе—июне в три раза больше устройств, чем годом ранее, оценивает "М.Видео". В денежном выражении продажи увеличились на 65%, до 330 млн руб. По итогам 2016 года фитнес-браслеты выросли на 35% в деньгах и в два раза в штуках. При этом кардинально изменилась расстановка сил между производителями устройств: доля бывшего лидера сегмента Jawbone сократилась в четыре раза, и теперь он занимает лишь 10–15% рынка, а новый участник рынка Xiaomi уже имеет более 60% в денежном и штучном выражении.
В "М.Видео" и "Связном" считают, что популярность трекеров обусловлена снижением их цены, а также ростом популярности спорта и здорового образа жизни. "С 2015 года, когда браслеты впервые стали востребованы, стоимость снизилась фактически вдвое, что связано с появлением новых брендов с недорогими моделями",— отмечает директор направления M-Mobile "М.Видео" Андрей Губанов. В "Евросети" также отметили рост интереса потребителей к детской носимой электронике — браслетам, которые позволяют отслеживать местонахождение ребенка.
Как отмечается в июньском отчете аналитиков IDC, темпы роста мирового рынка замедляются: в 2017 году рост поставок носимых устройств составит 20,4%, до 125,5 млн штук, в то время как в 2016 году поставки выросли на 33,5%. На российском рынке динамика продаж смарт-гаджетов также будет падать, уверен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. "Это связано в том числе со снижением курса рубля к евро и достаточным числом уже сделанных закупок",— считает он.
Тренд на снижение рынка смарт-часов характерен для американского или азиатского рынка, но пока не для России, возражает Андрей Губанов. "Мы еще не чувствуем насыщения в данном сегменте, поэтому прогнозируем устойчивый рост",— говорит он. По его словам, у этой категории устройств есть лояльные пользователи, которые обновляют модельный ряд, кроме того, растет число новых покупателей. "Как правило, смарт-часы — следующий гаджет, который интересует пользователей после обновления смартфона",— поясняет господин Губанов. На рост сегмента также положительно влияют развитие технологии NFC и увеличение количества мест, в которых доступны бесконтактные платежи, добавляет представитель "Связного" Сергей Тихонов. В ближайшее время количество брендов, предлагающих смарт-устройства, будет увеличиваться, а средняя цена устройств с развитием конкуренции будет снижаться, уверены опрошенные "Ъ" ритейлеры.