NFC: развитие и подводные камни
Несмотря на недавнее появление, бесконтактные технологии уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. С каждым годом все больше и больше людей открывают для себя удобство их использования, а количество компаний, внедряющих их, продолжает расти.
Согласно исследованию Retail Banking Research, количество мобильных платежей в Европе к 2020 г. увеличится в 9 раз и достигнет отметки 12,2 млрд. По прогнозам компании Juniper Research, количество устройств с поддержкой NFC в мире к 2020 г. также значительно увеличится и составит 3,9 млрд. Результаты подобных исследований говорят о том, что технологии бесконтактных платежей обладают огромным потенциалом развития, а возможности их применения будут только расширяться.
Бесконтактные технологии активно используются на таких международных мероприятиях как Евровидение и Евро 2016, мобильные операторы и банки предлагают все новые и новые услуги, основанные на их применении, а сервисы Samsung Pay и Apple Pay продолжают быстро наращивать свою популярность. Еще один фактор бума - появление носимых устройств с поддержкой технологии NFC, спрос на которые продолжает расти среди молодого поколения. Скорость оплаты и ее простота неизбежно привлекают внимание поколения Y, для представителей которого работа их устройств "без сучка, без задоринки" является чуть ли не жизненной необходимостью.
Стремительное развитие бесконтактных платежей происходит и в сфере транспорта: уже сейчас во многих городах мира можно оплатить проезд в метро или автобусе, или даже приобрести билеты на самолет используя только смартфон с возможность бесконтактной оплаты. Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка смартфонов за 2016 г. превысил 26,4 млн устройств. Это свидетельствует о наличии в России инфраструктуры, необходимой для масштабного развертывания технологий по бесконтактной оплате во всем их многообразии.
Согласно мнению Кристофа Зехнакера из компании Mastercard: "Продажа билетов на транспорт является одним из сильнейших драйверов в области бесконтактных платежей, а осознание ее преимуществ поставщиками услуг стало основной движущей силой в данной области. Например, все больше и больше властей следуют примеру организации транспортной системы Лондона. Кроме того, растущее число бесконтактных карт имеет большой потенциал и транспортные организации хотят использовать данную возможность, особенно в таких регионах как Франция и Россия".
Для того, чтобы проверить насколько инфраструктура городов действительно готова к переходу на бесконтактные технологии, разработчик решений для мобильных платежей Gemalto провел небольшое исследование NFC Challenge, посвященное уровню развития NFC технологии в двух столицах России – Москве и Петербурге. Для этого компания обратилась к двум блогерам - Евгении Кулиш и Руслану Юнисову, чей активный образ жизни не позволяет тратить время на длинные очереди за билетами или ожидание сдачи в магазине.
Основной задачей участников исследования было постараться совершить как можно больше покупок в самых различных сферах, используя "умный" браслет с NFC чипом. В список вошли как простые, с точки зрения их выполнения, задачи: оплатить обед в ресторане, расплатиться за билет в кино или купить чашку утреннего кофе по пути на работу, так и задачи, над которыми пришлось бы попотеть и самым технологически подкованным людям: снять деньги с банкомата, купить что-либо в вендинговом автомате или оплатить госуслуги.
Большинство задач, как изначально и планировалось, не вызвали проблем, однако трудности возникали там, где их совсем не ожидали. Несмотря на активное развитие бесконтактных платежных систем на транспорте как Москве, так и в Петербурге, на практике оказалось, что далеко не все турникеты оснащены решениями для считывания данных со сторонних NFC устройств, а не только со специально созданных для них карт.
Сюрпризом оказалось и то, что несмотря на возможность NFC-чипа проводить транзакции на любые суммы без введения PIN-кода, многие банки ограничивают эту возможность на принадлежащих им платежных терминалах. Кроме того, удивили и некоторые банки страны, в которых нашим блогерам не удалось найти терминал для оплаты коммунальных счетов, используя NFC браслет.
В Петербурге только 1 из 6 салонов красоты, посещенных нашим участником, был готов принять NFC в качестве оплаты. Последней и самой значительной проблемой стала плохая осведомленность персонала о бесконтактных технологиях в самых различных сферах: в супермаркетах, несмотря на объяснения участников, кассиры предлагали провести оплату с обыкновенных пластиковых карт, официанты плохо представляли, как работают бесконтактные платежи на их терминалах, а некоторые сотрудники и просто удивлялись, что подобные технологии уже реальность.
Подводя итог, можно сказать, что инфраструктура двух важнейших городов России готова к переходу на бесконтактные средства оплаты, но в ней существуют и свои подводные камни, наиболее важным из которых является плохая осведомленность общественности. Однако заинтересованность молодого поколения в цифровых технологиях и их постоянное внедрение в различных областях непременно сгладит эти шероховатости и скоро мы окажемся в действительно бесконтактном будущем.