© ComNews
07.06.2017

Компания Airbus сообщила о запуске первого электрического спутника высокой мощности Eutelsat 172B с помощью ракеты-носителя Ariane 5

Eutelsat 172B, первый полностью электрифицированный телекоммуникационный спутник высокой мощности, построенный Airbus для компании Eutelsat был успешно запущен с космодрома Куру (Французская Гвиана) при помощи ракеты-носителя Ariane 5. Спутник обеспечит улучшенную телекоммуникационную связь, а также услуги широковещательной передачи для Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Мы являемся первой компанией, использующей полностью электрические двигатели  для спутников такого размера и мощности, – отметил руководитель направления космических систем Airbus Николя Шамусси. – С помощью этого космического аппарата мы задаем новый эталон в отрасли и открываем возможности запуска мощных и сложных спутников на орбиту с наибольшей экономической эффективностью".

Спутник Eutelsat 172B сочетает в себе электрическую мощность в 13 кВт и взлетную массу всего в 3500кг благодаря электроракетной двигательной установке EOR, спроектированной Airbus на базе высоконадежной платформы Eurostar E3000.

Применение полностью электрических ракетных двигателей для подъема орбиты и орбитального маневрирования, а также газа ксенона, выбрасываемого на высокой скорости и исключительно электрического питания от солнечных батарей, избавляет операторов от необходимости использования тонн химического топлива, и позволяет уменьшить массу спутника до 40%.

Таким образом, клиенты могут получить или существенную экономию при запуске спутника, или значительное увеличение полезной нагрузки. Кроме того, технология эффекта Холла  (Hall Effect Technology), используемая Airbus, позволяет осуществить вывод спутника на рабочую орбиту значительно быстрее.

Инновационные решения, включающие использование двух развертываемых роботизированных манипуляторов, помогут установить электрические ракетные двигатели в нужное положение, чтобы задать верное направление тяги и высоту во время различных фаз полетного задания. Кроме того, собственная сеть наземных станций WALIS, развернутая компанией Airbus, позволяет инженерам компании контролировать подъем орбиты и процесс достижения  спутником геостационарной орбиты.

Разработку электрифицированной платформы Eurostar компанией Airbus поддержали Европейское космическое агентство и другие космические ведомства европейских стран, в частности Национальный центр космических исследований (CNES) в рамках программы PIA ("План инвестиций в будущее", Plan d’Investissements d’Avenir), а также Космического агентства Великобритании.

Спутник Eutelsat 172B снабжен тремя видами оборудования, которые позволят улучшить функциональные возможности оператора Eutelsat в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: транспондер C-диапазона, стандартный транспондер Ku-диапазона, а также транспондер Ku-диапазона с высокой пропускной способностью, предназначенный для  обеспечения услуг связи в полёте по тихоокеанским воздушным коридорам. Спутник также оснащен многоканальным усилителем (MPA), который позволяет распределить динамическую мощность спутника между 11 зонными лучами и обеспечить доступ к интернету для самолетов, выполняющих перелеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Эксплуатационная гибкость многоканального усилителя подразумевает увеличение пропускной способности по каждому лучу по мере увеличения потребности в интернет-услугах, что позволит значительно повысить уровень обслуживания пассажиров воздушных судов. Технология MPA разработана компанией Airbus в рамках перспективных исследований Европейского космического агентства по программам телекоммуникационных систем и при поддержке Космического агентства Великобритании.

Производство методом добавления слоев или 3D-печать, дополнительно использованная при создании некоторых элементов спутника, например, напечатанная на принтере скоба, на 35% легче и более быстрая в изготовлении, чем те сложные компоненты, которые она призвана заменить.