Kraftway и две ее "дочки" признаны виновными в картельном сговоре
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила в понедельник о признании четырех компаний – поставщиков компьютеров и программного обеспечения виновными в картельном сговоре на сумму 2,3 млрд руб.
По итогам 17 аукционов компании "Крафтвэй корпорэйшн ПЛС" (Kraftway), "Адаптивные технологии", "Экспресс + сервис" и Научно-исследовательский институт новых технологий (НИИ НТ) поставляли компьютеры и софт Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Пенсионному фонду.
С сентября по декабрь прошлого года ФАС проводила выездную проверку Kraftway и в конце января 2017 г. возбудила дело против нее, "Адаптивных технологий" и "Экспресс + сервис". Служба обнаружила минимальное снижение начальной цены госконтрактов, а также нашла несколько случаев, когда после окончания торгов победитель покупал компьютерную технику у "проигравшего" участника по более низкой цене и перепродавал ее заказчику, комментировал тогда начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев. В марте к ответчикам добавился и НИИ НТ, говорится в материалах ФАС.
Антиконкурентное соглашение ради поддержания цен на торгах эти четыре компании заключили до 6 июня 2014 г. и действовало оно до 17 марта этого года, считает ФАС. Служба отмечает, что с конца сентября 2016 г. Kraftway владела 100% "Экспресс + сервис", а до этого компания принадлежала лицу (ФАС не называет его), владевшему 0,2% Kraftway. По данным СПАРК, такая доля принадлежала Алексею Кудрявцеву. Гендиректором этой компании был начальник отдела финансовых ресурсов и рисков Kraftway.
В начале октября 2016 г. Kraftway получила контроль и над "Адаптивными технологиями", которыми до того владела Юлия Сборец, пишет ФАС. Она также была финансовым директором Kraftway. По данным службы, НИИ НТ не менял владельца в течение всего времени действия антиконкурентного соглашения. Согласно базе СПАРК 100% компании принадлежит Анне Мизюльченковой.
Вряд ли покупки участвующих в проверке компаний могли облегчить Kraftway разбирательство с ФАС, скорее всего, они были продиктованы бизнес-соображениями, считает руководитель антимонопольной практики юридической компании Sameta Андрей Астанин.
Согласно заключению ФАС все 17 аукционов завершились с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта (от 0,5 до 4%). Для участия в торгах эти компании пользовались одинаковыми IP-адресами и адресами электронной почты. Гендиректор "Адаптивных технологий" при подготовке торгов использовала электронный адрес, почтовый домен которого принадлежит Kraftway. Также Kraftway вносила за другие компании обеспечение для участия в торгах, пишет ФАС в своем заключении.
ФАС отмечает, что три из четырех компаний признались в сговоре, чтобы смягчить ответственность, но не называет их. По этой процедуре компания, первой добровольно сообщившая в ФАС о картеле, освобождается от административной ответственности, а вторая и третья сознавшиеся получают минимальный штраф. Это 10% от начальной цены торгов, напоминает Астанин. По его словам, четвертый участник будет оштрафован на 50% начальной цены торгов.
Kraftway не планирует обжаловать решение ФАС, компания согласна с решением ведомства и рассчитывает, что оно учтет все обстоятельства дела и назначит наиболее мягкое из возможных наказаний, сообщил гендиректор Kraftway Алексей Кравцов.
Замруководителя ФАС Андрей Цариковский назвал расследование этого дела первым звеном большой цепочки сговоров на IT-закупках госорганов. "В скором времени ожидается возбуждение ряда новых дел в этой, как показала практика, сильно картелизированной сфере", – приводятся его слова в сообщении антимонопольного ведомства. Представитель ФАС не уточнила, будет ли служба передавать дело в правоохранительные органы. Скорее всего, это случится, но, судя по нынешней правоприменительной практике, вероятность уголовного преследования крайне мала, рассуждает Астанин из Sameta.