"Яндекс" взбодрит таксистов
"Яндекс" планирует внедрить IT-систему, которая будет следить за состоянием водителей сервиса "Яндекс.Такси", предупреждая их о необходимости перерыва и ограничивая прием заказов от пассажиров.
Компания может создать такое решение сама, используя технологии компьютерного зрения, но параллельно обсуждает возможное партнерство с ЗАО "Нейроком", которое уже делает подобную систему для РЖД. Объем инвестиций в проект может составить около $10 млн.
В "Яндексе" планируют разработать систему контроля усталости водителя для автомобилей, работающих с агрегатором "Яндекс.Такси", рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией. "Мы действительно уже несколько месяцев изучаем разные технологические решения, доступные в России и за рубежом. При обнаружении признаков усталости человека за рулем такая система предупредит о том, что нужно сделать перерыв, и может ограничить прием заказов от пассажиров",— подтвердили "Ъ" в "Яндексе". Объем инвестиций в проект по разработке такого решения может составить около $10 млн, уточнил гендиректор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян.
Потенциально для этого можно связать систему контроля сна и программный комплекс "Таксометр", который сейчас используется для контроля качества перевозок, рассуждает источник "Ъ". Контроль движения глаз с помощью камер и ПО — приемлемое решение, оно уже используется в серийных автомобилях, поясняет он. О таких разработках объявляли Mercedes и Opel, а на CES 2016 в Лас-Вегасе технологию слежения за глазами для контроля состояния водителя представила американская Harman. "У "Яндекса" есть свои технологии компьютерного зрения, которые можно натренировать на такое",— добавляет собеседник.
По информации "Ъ", "Яндекс" также может привлечь к разработке внешнего партнера. Им может стать ЗАО "Нейроком", основанное в 1987 году по инициативе Института радиотехники и электроники Российской академии наук и специализирующееся на системах обеспечения безопасности на транспорте. "Мы действительно ведем с "Яндексом" диалог о возможности использования наших систем поддержания работоспособности водителя",— подтвердил "Ъ" замначальника отдела развития "Нейрокома" Илья Иванов. По его словам, сейчас системой контроля бодрствования машиниста от "Нейрокома" оснащены все пассажирские и около 80% грузовых и маневровых локомотивов РЖД. Кроме того, система применяется на карьерных самосвалах в горно-обогатительной промышленности.
Решение для автотранспорта есть, но оно потребует адаптации алгоритмов для использования в такси, говорит господин Иванов. Оно состоит из браслета, который водитель надевает перед отправлением в рейс, а также нескольких блоков и датчиков, подключающихся к автомобилю. Браслет считывает электрокожное сопротивление и выявляет переключение внимания водителя, в том числе на знаки, приборы, состояние дороги и пр. Если водитель теряет концентрацию, выдается сначала световой, а потом звуковой сигнал. "Систему можно подключить к диспетчерскому пункту в бортовой части. Это позволяет дистанционно отслеживать функциональное состояние водителя и выдавать диспетчеру сообщение о том, что водитель приближается к состоянию низкой работоспособности",— объясняет Илья Иванов.
"Яндекс.Такси" выступает основным драйвером нерекламных доходов "Яндекса", зарабатывая на комиссии с таксопарков. По итогам третьего квартала 2016 года доходы компании от этого сервиса выросли на 151%, до 587 млн руб., а за январь--сентябрь он принес 1,56 млрд руб. выручки (рост на 165% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Сервис представлен в 46 городах России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Армении и Грузии, к нему подключено 120 тыс. машин из 1,2 тыс. таксопарков и диспетчерских. В декабре 2016 года с помощью "Яндекс.Такси" совершено 16,2 млн поездок.
Представитель Uber заявил "Ъ", что в компании тоже работают над надежностью и безопасностью поездок, напомнив, что на днях Uber ввел новую функцию — селфи-идентификацию водителей перед поездками. "Не исключено, что в будущем мы внедрим и другие инструменты",— сообщили в компании.
Ответственность за безопасность перевозок несут именно таксопарки, добавляет гендиректор "Формулы такси" Богдан Коношенко. По его словам, компании стараются контролировать состояние водителей, но не могут полностью исключить человеческий фактор.