Облачные услуги в России принесли 22,6 млрд рублей, показав рост в 43%
В 2016 г. российский рынок облачных услуг вырос на 43% до 22,6 млрд руб. с 15,79 млрд руб. в 2015 г., следует из результатов совместного исследования немецкого разработчика программного обеспечения SAP и аналитической компании Forrester. Ими оценивался рынок публичных облаков. Рост ускорился – годом ранее он составил 31,6%.
В текущем году рынок вырастет менее значительно – на 24% до 28 млрд руб., а в 2020 г. может достичь 48,3 млрд руб., прогнозируют SAP и Forrester. По их данным, среднегодовой темп роста рынка в 2016–2020 гг. составит 20,9%. Хотя такие темпы роста значительно выше мировых, это не сильно скажется на доле России на мировом рынке: с 0,35% в 2015 г. она вырастет к 2020 г. до 0,4%, говорится в сообщении SAP.
Большая часть дохода приходится на SaaS (программное обеспечение как услуга): в 2016 г. этот сегмент принес 13,8 млрд руб. дохода. Это 61% всего рынка – его доля растет и продолжит увеличиваться в будущем, достигнув к 2020 г. 62,4%, прогнозируют SAP и Forrester. 8 млрд руб. выручки принесло владельцам публичных облаков предоставление в России инфраструктуры как услуги (IaaS), а на сегмент PaaS (платформа как услуга) пришлось 0,74 млрд руб.
Рост потребления облачных услуг в 2016 г. региональный директор Forrester в России Максим Тамбиев объясняет отложенным спросом 2015 г., когда на фоне девальвации рубля и сложностей в экономике российский бизнес сокращал IT-бюджеты.
Руководитель исследований облачных услуг аналитической компании IDC Дмитрий Гаврилов соглашается с оценкой темпов роста публичных облаков в России. В прошлом году IDC оценивала рост рынка облачных сервисов в 2015 г. в 66,9% – до 22,7 млрд руб. Спрос на облачные сервисы Гаврилов объяснял желанием компаний сэкономить: импортное оборудование из-за падения рубля подорожало, а вот цены на облачные услуги остались прежними.
IDC тогда оценивала не только публичные, но и частные облака. По мнению Тамбиева, разница между результатами IDC и Forrester приблизительно равна спросу на частные облака.
Быстрее всего потребление публичных облаков в прошлом году росло в секторе ритейла, дальше следовали СМИ и медиахолдинги, на 3-м месте – отрасль транспорта и логистики, рассказывает Тамбиев. Ритейл также потреблял в 2015 г. больше всего облачных услуг – на него приходилось 38% рынка, 12% – на транспорт и логистику, 10% – на СМИ и медиахолдинги. Более свежей статистики по отраслям у Тамбиева нет.
Облачные сервисы позволяют компаниям избавиться от жесткости физической IT-инфраструктуры. Виртуализация поможет быстро привести инфраструктуру в соответствие с изменившимися бизнес-потребностями. Экономия достигается за счет масштаба и повышения коэффициента использования оборудования, поэтому для решения одной и той же задачи требуется меньше техники.
Сильнее всего эффект экономии проявляется в публичных облаках, в частных облаках экономия меньше, но зато информация остается в организации, поэтому, например, банкам частные облака ближе, объяснял вице-президент компании Parallels (производит софт для виртуализации) Владимир Рубанов. На банковский сектор приходится около 1% потребления всех публичных облаков, соглашается Тамбиев. Причину он видит в консервативности служб безопасности финансового сектора: они с опаской относятся ко всему, что не контролируют физически.
Спрос на облачные услуги растет, соглашаются представители "Вымпелкома" и "Мегафона". "Вымпелком" в 2016 г. увеличил выручку от облачных услуг на 35% и надеется на будущий рост популярности сервиса за счет охвата новых аудиторий – например, малого и среднего бизнеса, рассказывает представитель оператора Анна Айбашева. Представитель "Мегафона" уже наблюдает спрос со стороны малого и среднего бизнеса.
За счет этого же сектора рассчитывает наращивать свою клиентскую базу и "Ростелеком", сообщает его представитель. Сейчас госоператор наблюдает высокий спрос со стороны крупных корпораций и госзаказчиков (например, из сферы торговли, медицины, промышленности и финансов), которых привлекает скорость построения необходимой инфраструктуры и сокращение IT-затрат.