Samsung Pay и Apple Pay породили спрос на виртуальные платежные карты
В 2016 г. количество пользователей "Яндекс.Денег", которые платят за товары и услуги с помощью виртуальных карт (платежные карты, выпускаемые в электронном виде и не имеющие физического носителя), год к году выросло в 5 раз, следует из материалов "Яндекс.Денег". Оборот по этим картам вырос в 4 раза, а количество транзакций – в 7 раз.
Абсолютные показатели "Яндекс.Деньги" не приводят. Всего в системе "Яндекс.Денег" 30 млн электронных кошельков, к 11 млн из них привязаны виртуальные карты, рассказывает представитель компании Анастасия Васильченко.
По словам Васильченко, помимо других факторов рост интереса к виртуальным картам в том числе связан с выходом на российский рынок платежных систем Samsung Pay и Apple Pay осенью 2016 г. Всплеск количества пользователей пришелся именно на IV квартал 2016 г., утверждает она. Платежные системы Samsung и Apple позволили владельцам электронных кошельков платить за товары и услуги не только в интернете, но в обычных магазинах, ресторанах, на АЗС и т. п., объясняет Васильченко.
В списке на сайте Apple всего 12 российских кредитных организаций (не считая "Яндекс.Денег"), поддерживающих Apple Pay. Расплачиваться с помощью Samsung Pay также могут клиенты всего 12 банков (плюс "Яндес.Деньги"). Это увеличило спрос на виртуальные карты "Яндекс.Денег" – платежная система позволяет пользоваться Apple Pay и Samsung Pay клиентам даже тех банков, которые не поддерживают сервисы производителей напрямую, объясняет Васильченко.
Схематично бесконтактный платеж через мобильные сервисы и "Яндекс.Деньги" выглядит так: владелец карты любого банка открывает электронный кошелек, к которому привязывает карту своего банка, и выпускает в нем виртуальную карту. При платеже через Apple Pay или Samsung Pay деньги с банковской карты через электронный кошелек зачисляются на виртуальную карту и списываются уже с нее.
Apple и Samsung не раскрывают количество пользователей своих мобильных платежных систем. Представитель Samsung говорит, что с начала октября по конец декабря 2016 г. количество зарегистрированных пользователей Samsung Pay в России выросло в 23 раза, а среднее суточное количество транзакций – почти в 15 раз.
К началу февраля 2017 г. за четыре месяца к Samsung Pay и Apple Pay подключились 65 000 клиентов "ВТБ 24", платежи через эти системы превысили в сумме 800 млн руб., следует из сообщения банка. По прогнозу "ВТБ 24", в 2017 г. оборот по картам банка через эти сервисы достигнет 10 млрд руб. Количество подключенных пользователей достигнет к концу 2017 г. 200 000, цитировала пресс-служба "ВТБ 24" замначальника управления финансами клиентов банка Марию Саенко.
К началу 2017 г. в сервисы Apple Pay и Samsung Pay было добавлено более 61 000 карт Райффайзенбанка, следует из его сообщения. В среднем за месяц с этих карт через Apple Pay и Samsung Pay проходят платежи на сумму около 300 млн руб. В ближайшие годы доля клиентов, использующих Apple Pay и Samsung Pay, достигнет 30–40%, приводила пресс-служба Райффайзенбанка прогноз руководителя его управления Дамьена Леклера.
В 2015 г. оборот российского рынка мобильных финансовых услуг вырос на 37% до 70,4 млрд руб., а количество пользователей – на 15,3% до 11,9 млн человек, следует из отчета AC&M Consulting. Среднегодовой рост рынка AC&M Consulting ранее оценивала в 25–30%, рост аудитории – в 15–20%.