© ComNews
02.02.2017

"МегаФон" зафиксировал рост количества подключений к VAS-сервисам (дополнительные услуги мобильной связи) среди корпоративных клиентов: количество SIM-карт, владельцы которых пользовались мобильной передачей данных, выросло на 31,3% в первой половине 2016 г. относительно первой половины 2015 г. и составило 3,2 млн. Эксперты подтверждают, что интернет-доступ является наиболее востребованным VAS-сервисом и формирует 30% рынка допуслуг. Однако положительные темпы роста выручки операторы смогут сохранить за счет развития других, пока менее востребованных, но все более необходимых клиентам услуг, таких как SMS-рассылки, информирование, банкинг, M2M и др.

Как рассказала руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина, по итогам первого полугодия 2016 г. количество корпоративных клиентов оператора (частные и государственные компании, госорганы) достигло 288 тыс. Это на 3% больше, чем в первом полугодии 2015 г. Все больше клиентов в B2B-сегменте помимо мобильной связи подключают VAS-сервисы. За указанный период общий интернет-трафик, используемый для оказания дополнительных услуг, вырос почти в 2,5 раза. Трафик в сегменте М2М по услуге "Управление удаленными объектами" увеличился в 4,5 раза.

"Малый и средний бизнес активно подключали услуги виртуальной АТС, системы управления документооборотом, услуги по повышению эффективности рекламных кампаний и взаимодействия с клиентами", - сообщили в компании. Крупные клиенты подключают сервисы на базе аналитики больших данных, а также M2M-решения "МегаФона" для дистанционного обеспечения безопасности бизнеса и мониторинга удаленных объектов.

К концу сентября база M2M "МегаФона" составляла около 3,6 млн SIM-карт. По собственным оценкам, "МегаФон" занимает около 36% рынка М2М.

Как сообщила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, по итогам 2016 г. VAS-сервисы впервые заняли почти 50% в структуре ARPU среднего корпоративного клиента. Выручка от допуслуг в общей выручке оператора в B2B-сегменте за последние два года выросла почти в два раза. В 2016 г. выручка от VAS-сервисов "ВымпелКома" в B2B-сегменте увеличилась более чем на треть.

По словам пресс-секретаря ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) Ольги Галушиной, абонентская база Tele2 в сегменте B2B стремительно увеличивается. "В 2016 г. число корпоративных клиентов оператора выросло на 20%. Выручка Tele2 от VAS-услуг для корпоративных клиентов за прошлый год увеличилась более чем на 50%. В общем объеме выручки от B2B этот показатель вырос на 12 п. п., и мы прогнозируем его дальнейший рост в 2017 г.", - сообщила она. Традиционно среди корпоративных клиентов Tele2 востребованы услуги, связанные с передачей данных, в частности M2M-сервисы. Клиенты также часто используют "Корпоративную АТС", которая позволяет им объединить все корпоративные номера компании в единую сеть. Крупный бизнес пользуется такими сервисами, как "Контроль расходов", "Бизнес-SMS" и "Контроль сотрудников".

Представитель ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) не ответил на запрос ComNews.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов сообщил корреспонденту ComNews, что предварительно по итогам 2016 г. совокупная выручка операторов от мобильной корпоративной связи снизилась на 1%. VAS-сервисы помогают операторам поддерживать положительные темпы роста выручки. 30% рынка VAS-сервисов формирует услуга оказания интернет-доступа, 9% - услуги на базе SMS-рассылки, информирование и банкинг, 4% - М2М-сервисы.

"Доля всех остальных услуг на рынке составляет по проценту или даже меньше. Объем оказания таких услуг пока небольшой. Но они относительно новые, поэтому количество пользующихся ими компаний растет. За счет них операторы смогут поддерживать положительную динамику бизнеса. При этом некоторые допуслуги не являются услугами связи - это в чистом виде ИТ-услуги либо конвергентные сервисы", - уточнил Константин Анкилов.

Рост доходов от VAS-услуг, включая мобильную передачу данных, становится основным драйвером роста российского рынка мобильной связи, считает старший консультант J’son & Partners Consulting Алексей Тырков. "На наш взгляд, наиболее востребованными дополнительными сервисами в B2B-сегменте являются виртуальные АТС, SMS‑рассылки, а также M2M‑коммуникации. В свою очередь, M2M-решения являются одной из главных областей роста мобильных операторов в ближайшей перспективе", - говорит аналитик.

По оценкам аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, доходы от VAS-услуг всех российских мобильных операторов в квартал уже составляют около 10 млрд руб. и растут в годовом выражении почти на 50%. Он полагает, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем. "Помимо сохранения положительных темпов роста выручки эти услуги еще и позволяют немного замедлить отток абонентской базы и дополнительно ее монетизировать", - говорит он.

Как отметила заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова, роль VAS-услуг очень важна, так как доходы от голосовой связи падают. "Тем не менее дополнительные сервисы обеспечивают сотовым операторам высокие темпы роста доходов только тогда, когда запускается новая услуга либо приобретается новая компания, оказывающая те или иные нишевые услуги с добавленной стоимостью, - говорит эксперт. - Поэтому сотовым операторам приходится быть всегда в непрерывном поиске новых идей, чтобы обогнать конкурентов".