В России растет интерес к цифровому банкингу
По итогам 2016 г. количество пользователей банковских мобильных приложений увеличилось в разы. Аналитики отмечают, что в будущем этот сегмент рынка в России продолжит активно расти. Вместе с этим будет улучшаться качество обслуживания клиентов интернет-банкинга, а также расширяться спектр услуг, предоставляемых интернет-банками.
По данным финансового аналитика группы компаний "Финам" Богдана Зварича, на текущий момент интернет-банкинг в России является самым популярным способом дистанционного банковского обслуживания. "Рынок продолжает активно расти. За последние два года количество пользователей сервисов интернет-банкинга в РФ увеличилось с 23,3 млн до 35,3 млн. При этом рынок сохраняет значительный потенциал для роста в этом отношении, так как подобные услуги востребованы лишь у 64% интернет-пользователей. При этом, по оценкам, 97% интернет-аудитории пользуется банковскими услугами", - привел статистику Богдан Зварич.
По его словам, ключевой тренд интернет-банкинга сегодня - это переток пользователей в мобильные приложения, что значительно увеличивает объем транзакций и одновременно снижает стоимость обслуживания клиентов, в том числе за счет снижения нагрузки на call-центры, так как во многих приложениях встроена система обмена сообщений с банками. "Всего на текущий момент мобильными банковскими приложениями в России пользуется 18 млн человек", - сказал он, добавив, что в дальнейшем будет расти качество обслуживания и расширяться спектр услуг, предоставляемых интернет-банками.
Положительная динамика пользования интернет-банкинга прослеживается и со слов самих представителей банков.
Так, аудитория активных пользователей мобильных приложений "Сбербанк Онлайн" к концу 2016 г. превысила 20 млн человек. В Сбербанке отметили, что за год этот показатель вырос в два раза.
"Двукратный рост аудитории активных пользователей приложений "Сбербанк Онлайн" - это показатель большого интереса россиян к цифровому банкингу", - отметил руководитель департамента "Банк XXI" Сбербанка Святослав Островский.
По его словам, популярность мобильных финансовых сервисов стала устойчивым трендом, который будет менять рынок. "Мы продолжим развивать наши продукты, соответствовать ожиданиям клиентов и держать заданную планку качества", - уверил Святослав Островский.
В Альфа-Банке корреспонденту ComNews рассказали, что компания видит большое увеличение пользования дистанционными каналами. "Особый рост мы видим в росте пользователей мобильного банка "Альфа-Мобайл", - добавили в пресс-службе банка.
Так, согласно представленной Альфа-Банком информации, количество пользователей мобильного банка "Альфа-Мобайл" в 2016 г. выросло более чем на 30% по сравнению с показателями 2015 г. Само количество пользователей приложения "Альфа-Мобайл" банк не раскрывает.
В ПАО "Росбанк" представитель банка добавил, что количество активных пользователей приложения "Росбанк Онлайн" увеличилось у компании также более чем в два раза. "Развитие дистанционного банковского обслуживания - один из стратегических приоритетов Росбанка", - поделилась Виктория Селезнева, директор по развитию розничных каналов Росбанка, напомнив, что приложение "Росбанк Онлайн" компания запустила в 2015 г.
Заместитель руководителя департамента розничных продуктов, электронного бизнеса и CRM (Customer Relationship Management) банка ВТБ Александр Солонин отметил, что количество активных пользователей мобильного банка ВТБ за год выросло более чем в два раза. "На настоящий момент можно сказать, что в каналах ДБО (дистанционное банковское обслуживание - Прим. ComNews) активен практически каждый четвертый клиент банка", - сказал он.
По его словам, мобильный банк в последние несколько лет является ключевым каналом прироста активных клиентов, а удобство использования канала растет с каждым годом за счет улучшения пользовательских сценариев. "В будущем ставка также делается на основную миграцию клиента в данный канал. Банк планирует активно наращивать как транзакционный функционал для ежедневного банкинга, так и возможность приобретения через этот канал продуктов банка, включая предодобренные предложения для клиентов", - добавил Александр Солонин.
По словам начальника управления дистанционного банковского обслуживания ВТБ24 Елены Дегтевой, аудитория пользователей мобильного приложения "ВТБ24-Онлайн" за 2016 г. выросла в два раза. "Мы продолжаем наблюдать переток клиентской аудитории из интернет-банка в сторону мобильного банка, об этом факте можно утверждать как об устойчивом тренде за последние пару лет. Если на конец 2015 г. треть операций проводились в мобильном банке, то к концу 2016 г. уже более половины операций проводятся в мобильных приложениях", - рассказали корреспонденту ComNews в ВТБ24.
По словам Елены Дегтевой, доля клиентов, использующих только мобильный банк "ВТБ24-Онлайн" (не пользуются интернет-банком), в 2014 г. составляла 6%, в 2015 г. - 21% и 30% - в 2016 г.
Она добавила, что роль мобильного банка с каждым днем возрастает: клиенты уже не готовы взаимодействовать с финансовым институтом, у которого мобильное приложение не предоставляет широкий спектр услуг. "Для клиента наличие продвинутого сервиса мобильного банка является одним из важных атрибутов, на основе которых клиент выбирает тот или иной банк для решения своей потребности. В то же время для банка канал мобильного банка перестает быть просто инструментом для проверки баланса и выполнения транзакционных операций, а становится полноценным каналом коммуникации с клиентом и каналом продаж", - заключила Елена Дегтева.