У администрации президента появилась новая система мониторинга СМИ – "Катюша"
Новым поставщиком системы мониторинга публикаций в СМИ и социальных сетях для администрации президента и правительства стала компания "М 13", владелец прав на систему мониторинга "Катюша".
Это следует из данных, опубликованных на сайте госзакупок. Система приобретается для управления пресс-службы и информации президента и для департамента пресс-службы и информации правительства, говорится в тендерной документации. Стоимость контракта до конца года – 79 млн руб.
Информацию о закупке разместило Минкомсвязи 13 сентября, хотя победитель конкурса "на покупку у единственного поставщика" был известен заранее: еще в мае 2016 г. президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выборе единственного исполнителя, сообщается в конкурсных документах.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил "Ведомостям": "Подрядчикадействительно сменили на "Катюшу". По словам Пескова, новой системой мониторинга пользуются руководители администрации, сотрудники аппарата правительства и другие члены высшего руководства: "Системой довольны, она постоянно модернизируется". Смену поставщика системы подтвердил "Ведомостям" и источник в аппарате правительства.
Прежде администрация президента и правительство использовали для мониторинга СМИ и блогов систему компании "Медиалогия". Ее сотрудник сказал "Ведомостям", что чиновники не продлили контракт с "Медиалогией". Человек, знакомый с чиновниками правительства, рассказал, что "Медиалогия" устраивала их: "Это был продукт, который учитывал все наши пожелания". Но в прошлом году ФСБ не дала добро на продолжение контракта: претензия была в том, говорит собеседник "Ведомостей", что часть долей ООО "Медиалогия" принадлежала офшорам. Сейчас, по данным "СПАРК-Интерфакса", это не так: 92% "Медиалогии" принадлежит ООО "ИБС холдинг" (IT-интегратор IBS), 8% – гендиректору "Медиалогии" Александру Волкову. "ИБС холдинг" на 75% принадлежит Анатолию Карачинскому, на 25% – Сергею Мацоцкому. Но, когда решался вопрос о продлении контракта, среди собственников действительно были офшоры, признает близкий к "Медиалогии" человек.
Представитель "Медиалогии" и Мацоцкий отказались от комментариев, Карачинский не ответил на звонок.
"М 13" принадлежит, по данным "СПАРК-Интерфакса", компании "Лука", которой в равных долях владеют Владислав Клюшин и Ольга Паршкова. Разработка "Катюши" началась еще в 2011 г., но свидетельство о государственной регистрации программы получено только в марте 2016 г., следует из данных Минкомсвязи.
Разработки в области IT – только одна из сфер деятельности "Луки", знает человек, знакомый с ее менеджерами; в частности, связанные с "Лукой" фирмы занимаются строительством жилой и коммерческой недвижимости. В 2013 г. "Лука" судилась со структурами Минобороны из-за здания министерства в Люберцах. Из документов суда следует, что министерство заключило с компанией предварительный договор купли-продажи, но затем отказалось продавать здание. Суд стал на сторону "Луки" и обязал Минобороны заключить договор.
Разработка "Катюши" велась на средства частных инвесторов без привлечения госфинансирования, сказал "Ведомостям" гендиректор "М 13" Александр Бадиков. Какими были инвестиции и кто эти инвесторы, он не говорит. Всего в создании и поддержке системы задействовано, по словам Бадикова, около 150 IT-специалистов. Кроме СМИ "Катюша" ведет мониторинг информации из социальных медиа, сказал он: "Позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние информационного поля по широкому спектру тематик, с высокой точностью оценивать характер и масштабы распространения информации, оперативно реагировать на возникающие информационные угрозы". Отличие "Катюши" от "Медиалогии" – наличие базы, в которой собрано более 20 000 источников СМИ, точная оценка характера и масштабов распространения информации и настраиваемый под пользователя интерфейс, уверяет Бадиков. На сайте "Медиалогии" указано, что она использует свыше 32 000 источников СМИ.
Разработка ведется российскими специалистами, "особое внимание уделяется информационной безопасности и конфиденциальности данных клиентов", уточняет Бадиков.
Это уже не первый контракт с правительственными структурами, который получает "М 13". Система "Катюша" используется в подведомственных организациях Минобороны, в ряде других ведомств и структур государственной власти, в крупных коммерческих компаниях, утверждает Бадиков (где именно – не уточняет: запрещают условия договора). Руководитель пресс-службы одного из силовых ведомств говорит, что ни МВД, ни ФСБ, ни Генпрокуратура "Катюшу" не используют: например, у МВД своя система мониторинга СМИ.
В марте 2016 г. "М 13" участвовала в конкурсах Минобрнауки на сумму свыше 41 млн руб., но победила "Медиалогия", следует из данных сайта госзакупок. "М 13" пыталась оспорить результаты конкурса в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), но безрезультатно. Минэкономразвития объявило аналогичный конкурс осенью, но его приостановила ФАС по жалобе "М 13". Сотрудник министерства подтвердил это "Ведомостям", уточнив, что приостановка была вызвана неточностями в конкурсной документации. Зато еще в январе 2016 г. "М 13" стала победителем конкурса, который проводило Управление капитального строительства № 900 при Спецстрое, подведомственном Минобороны. Представители Спецстроя и Минобороны не ответили на вопросы "Ведомостей".
"Мы наблюдаем на рынке систему "Катюша" уже несколько лет", – говорит сотрудник одного из СМИ. В последнее время на рынке появилось много сервисов такого рода, так как порог входа невысокий, утверждает он. "Катюшу" он называет довольно простой системой, которая "мониторит интернет и выдает отчеты", но не содержит ни платных источников информации (таких, как закрытые ленты "Интерфакса", ТАСС, "РИА Новости"), ни объектного поиска. Тем не менее ей удается выигрывать контракты в госструктурах.
"В системе используется информация из открытых источников со ссылками на оригиналы публикаций, – объясняет Бадиков. – Но у компании есть и платные источники информации".