Больше чем Tier-1
В мае 2016 года Марсин Расзкиевич был назначен директором компании Tata Communications в регионе Центральная и Восточная Европа (CEE), который включает и Россию. В интервью, которое он дал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику, Марсин Расзкиевич рассказал о новых планах Tata Communications на российском рынке и о глобальных изменениях в оптовом телекоммуникационном бизнесе.
- Появится ли у Tata Communications с вашим назначением новая стратегия в России и регионе CEE в целом?
- Да. Tata Communications входит в число операторов уровня Tier-1 – своего рода элитарный клуб глобальных игроков на рынке транзита трафика. Но мы не удовлетворены просто нахождением в этом клубе и хотим подняться в табели о рангах еще выше. Цель Tata Communications – стать точкой one-stop-shopping для международных операторов связи. Магистральная сеть нашей компании имеет протяженность 710 тыс. км, не считая арендованных темных волокон, и это единственное всемирное волоконно-оптическое кольцо. С недавних пор Tata Communications располагает оптическим продлением в Австралию, а в 2017 году завершится строительство кабеля Seabras-1 в Южную Америку – эту оптическую линию между Нью-Йорком и Сан-Паулу (Бразилия) создает компания Seaborn Networks, крупным инвестором которой в 2015 году стала Tata Communications.
Мы хотим поднять взаимоотношения с клиентами на новый уровень: от схемы "продавец – покупатель" намерены перейти к взаимному партнерству. Вместо простой продажи емкости мы готовы предлагать решения, в том числе и нестандартные.
- Каковы рыночные позиции компании в России и регионе CEE?
- Tata Communications – крупнейший игрок на рынке транзита международного голосового трафика, наша доля в мировом масштабе превышает 20 % (50 млрд минут в год), а рынок этот очень сильно фрагментирован. В CEE, и в России в частности, мы являемся одним из самых больших провайдеров услуги голосового транзита: в этом регионе к нашей сети присоединены свыше 200 операторов связи (все значимые российские телекоммуникационные компании – наши клиенты). Это сложный сегмент рынка: объем голосового трафика сокращается, так как идет отток голоса в ОТТ-сервисы. Особенно сильно тенденция перетекания голоса в ОТТ проявляется в странах с дорогой терминацией трафика, таких как Россия.
Tata Communications также является крупнейшим в мире игроком в сегменте сигнальных услуг и одним из основных – в транзите SMS-сообщений. Компания активно движется в сторону облачных сервисов, услуг противодействия DDoS-атакам и иных продуктов, связанных с операторским сектором и универсальными коммуникациями. Топ-3 наиболее популярных услуг Tata Communications в России такой же, как и во всем регионе СЕЕ: голос, IP, продажа емкости. Наш месседж прост: игроки и конкуренция в разных сегментах телеком-рынка различны, но с учетом широты спектра услуг Tata может выступать единым контрагентом.
- Есть ли у Tata Communications планы предоставления услуг корпоративным клиентам?
- Да, но в первую очередь мы позиционируемся в регионе как оптовый игрок: в Центральной, Восточной Европе и СНГ мы, как правило, не продаем сервисы корпоративным клиентам напрямую, а развиваем специальную партнерскую программу, что позволяет реализовать сложные решения эффективно, быстро и гибко. В других регионах мира мы работаем с корпоративными заказчиками, включая две трети компаний из рейтинга Fortune 500, и есть контракты, которыми мы особо гордимся. Так, с 2012 года Tata Communications выступает официальным телеком-провайдером Formula 1, а с 2013 года – одной из команд этих знаменитых автогонок, Mercedes AMG Petronas.
- В России у вас одна сетевая точка присутствия (РоР) – в Москве. Есть ли у компании планы создания дополнительных точек здесь и в других странах СНГ?
- Tata Communications – глобальный игрок, у нас более 400 точек присутствия, и мы расширяем их количество в соответствии с потребностями клиентов. В перспективных планах компания рассматривает создание новых РоР в СНГ, а в регионе СЕЕ мы откроем несколько новых точек присутствия уже до конца 2016 года.
Что касается нашего московского узла, который расположен на М9, в ближайших планах его модернизация, так как спрос на услуги Tata Communications растет. Эта точка подключена по двум разнесенным каналам к крупнейшим магистральным узлам сети Tata Communications в Европе. Модернизация будет включать в себя как установку нового оборудования, в том числе для оказания новых видов услуг, так и существенное увеличение магистральной емкости.
- Магистральная сеть Tata Communications проходит по дну Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Российские операторы "Ростелеком" и ТТК предлагают связь Европа – Азия по кратчайшему трансроссийскому маршруту, с минимальной задержкой и высокой надежностью в силу прохода по суше. Чувствуете ли вы конкуренцию с их стороны на рынке транзита трафика из Азии в Европу?
- С технической точки зрения российский сухопутный маршрут – это хороший актив. Но на телеком-рынке в целом и в особенности в IP-транзите цена является главным фактором конкуренции, а тарифы на трансроссийский маршрут существенно выше, чем на транзит по подводным кабельным системам. Хотя, конечно, ценовая конкуренция не отменяет требований к качеству услуги.
Спрос на тот или иной маршрут зависит и от географического расположения конечных пользователей. Значительная часть обитателей земного шара живет в Азиатском регионе: в странах Персидского залива, в Индии, Китае, на Филиппинах, а также в Пакистане и Бангладеш, население каждой из которых превышает российское. Именно поэтому Tata Communications постоянно увеличивает мощность магистрали, идущей по дну океана, от Японии до Аравийского полуострова, и далее, через Красное море и Суэцкий канал, в Средиземное море. Но у нас есть и емкость на трансроссийском маршруте, арендованная у одного из операторов в РФ: Tata Communications – глобальный игрок, но с локальными командами и готовностью быстро ответить на запросы любого местного клиента.
- Кто основные конкуренты Tata Communications в России и отличается ли их список от перечня рыночных соперников в СЕЕ?
- В сфере услуг IP нашими конкурентами являются все операторы Tier-1. В Европе они все работают, а в России некоторые пока отсутствуют, но, конечно, могут прийти в любой момент. На рынке голосовых услуг набор конкурентов в России и в Европе схож, так как технология VoIP существенно упростила эту услугу. К слову, компании из России и СНГ очень активны на европейском рынке голосового транзита.
В сегменте аренды канальной емкости картина в России и СЕЕ различная. Страны Центральной и Восточной Европы в значительной степени ориентированы на Западную Европу, что порождает спрос на каналы именно в этом направлении. Российские интересы простираются на Ближний Восток, в Индию и другие регионы мира, поэтому географический спрос на международную канальную емкость из РФ гораздо шире.
- В течение многих лет операторы Tier-1 были элитой мирового телеком-рынка. Но операторы в РФ начали напрямую подключаться к серверам крупнейших контент-провайдеров, а для получения контента менее крупных игроков – к точкам обмена трафиком. Пропорционально они снижают спрос на магистральные каналы. Видите ли вы аналогичные тенденции на других рынках?
- Да, мы наблюдаем такой тренд, причем не только в контенте, но и в голосе. Да и вообще операторы во всем мире хотят подключиться к двум-трем международным партнерам, не более, ведь чем больше подключений, тем сложнее управлять сетью. При этом любой оператор обязан обеспечить связность со всеми странами мира. Но едва ли российские компании возьмутся за прямое подключение в дальних регионах, скажем в Южной Америке, а значит, они все равно обратятся к крупному глобальному игроку. И тут положение Tata Communications уникально: мы присутствуем везде. Если бы я представлял другого оператора уровня Tier-1, я бы опасался тенденций, которые вы назвали.