Владимир Зыков
13.04.2016

Правообладатели попросили Google повлиять на мессенджер Telegram и заставить оперативно реагировать на жалобы по поводу пиратского контента. С такой просьбой к американской корпорации обратились представители музыкальной, кино- и книжной индустрии в ходе семинара, состоявшегося 12 апреля в Роскомнадзоре.

— Сам факт прямого разговора мы оцениваем как позитивный, — отметил официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — Мы дали площадку и организовали семинар.

Советник по авторским правам компании Google Джон Калеб Дональдсон
планировал рассказать на семинаре, как правообладателям взаимодействовать с ними во внесудебном порядке. Ведь в Роскомнадзоре в начале года очень активно шло обсуждение того, как оперативно удалять нелегальный контент в приложениях. Согласно вступившей в силу 1 мая 2015 года расширенной версии антипиратского закона Мосгорсуд в первой инстанции рассматривает иски о размещении в сети фильмов, книг, музыки и софта. Эта инстанция по заявлению правообладателя принимает решение о досудебных обеспечительных мерах — внесении пиратского ресурса в черный список Роскомнадзора. При этом страница сайта, где размещены контрафактные материалы, оказывается недоступна для российских пользователей сети. А как работать с приложениями, правообладатели не понимали: нужен ли новый законопроект или можно работать по текущему? После проведенных юридических консультаций оказалось, что действующий антипиратский закон распространяет свое действие и на приложения. Но проблема была в том, что в черный список Роскомнадзора нельзя внести только приложение, под блокировку попадет и сам магазин приложений. Чтобы этого не допустить, представители Google и Apple обещали наладить систему реагирования на жалобы правообладателей в досудебном порядке и устроить специальный семинар, на котором всё объяснят.

12 апреля состоялась первая встреча правообладателей и Google. Самые большие претензии правообладателей касались мессенджера Telegram.

— Нас интересовало, почему нелегальный контент не удаляется из мессенджера Telegram, — рассказал участник семинара глава национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. — Мы просили на Telegram повлиять. В компании Google ответили, что об этом приложении они ничего не знают.

Глава ассоциации защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максим Рябыко, также присутствовавший на семинаре, рассказал, что если пожаловаться в Google на нарушение авторских прав, то они дают обезличенные контакты разработчиков, но такая позиция, по его мнению, не конструктивна.

— Если в Google хотят, чтобы вопросы решались напрямую между сторонами спора, то пусть предоставят подробную информацию о разработчиках, которая позволит обратиться в суд, — объяснял на встрече Рябыко.

Правообладатели показали Джону Калеб Дональдсону работу ботов Telegram на примере заблокированного в России сайта RuTracker.org, который стал доступен для россиян через мессенджер.

— В Google рассказали, что они удаляют приложения за систематические нарушения авторских прав, на которые мы укажем, и если реакции не будет, то пойдем с иском в суд, — говорит Рябыко. — Пока мы этого делать не хотим. Надеемся, что в Google услышат нас. Для них ситуация с мессенджером новая, и они не понимают серьезности проблемы. Они считают, что это единичные случаи, которые произошли по недоразумению.

Глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин уверен, что Telegram, давая доступ пиратским сайтам для создания ботов, дискредитирует свое приложение.

— Google как владелец платформы, через которую приложение распространяется, должен принять меры и надавить на разработчиков, — уверен Бырдин.

Правообладатели рассказали, что в итоге было решено, что в Google будет направлено официальное письмо с просьбой создать рабочую группу по решению вопроса с авторскими правами. Его подпишут представители всех присутствовавших на встрече ассоциаций. Кто войдет в эту рабочую группу, говорить рано. Письмо будет готово не раньше следующей недели.

— Мы хотим усовершенствовать процедуру взаимодействия с Google и надеемся, что они будут реагировать на нашу жалобу в течение суток, — резюмировал Агронов.