© ComNews
17.03.2016

"ВымпелКом" приобрел 50,2% доли в уставном капитале ООО "Сим Телеком" и совместно с этой компанией запустит full MVNO-оператора под брендом SIM SIM для приезжих из ближнего и дальнего зарубежья. Аналогичный проект уже реализован у ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) на сети ПАО "МТС". Другие операторы "большой четверки" не планируют запускать MVNO-операторов, ориентированных на мигрантов.

О запуске full MVNO-оператора SIM SIM вчера заявил генеральный директор ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Михаил Слободин и сооснователь и акционер SIM SIM Андрей Романенко. По словам Михаила Слободина, SIM SIM позволит создать экосистему для всех гостей страны.

В конце марта нынешнего года "ВымпелКом" в партнерстве с "Сим Телекомом" запустит full MVNO-оператора. Новые пакеты подключения от SIM SIM будут продаваться в 4 тыс. точек в Москве и Подмосковье. "Мы пока сфокусировались на Москве и Московской области. Но при этом если мы в течение года-полутора увидим, что такая модель работает, то примем решение по расширению предоставления услуг SIM SIM и на другие территории страны", - пояснил Михаил Слободин.

Помимо приезжих из стран СНГ SIM SIM планирует предоставлять услуги и для гостей из Соединенных Штатов Америки (США), Европы, Китая, Вьетнама, Индии, Африки. "В первый год работы по модели full MVNO мы сфокусируемся на обслуживании гостей из СНГ и Азии. В 2017 г. мы планируем начать предоставлять продукт для гостей из США и Европы", - уточнил в разговоре с корреспондентом ComNews Андрей Романенко.

У SIM SIM будет номерная емкость в коде 900 (на текущий момент DEF-код 969). Работать этот full MVNO-оператор будет на сети "ВымпелКома". SIM SIM имеет собственный биллинг, коммутатор, HLR и другие технические составляющие, обеспечивает самостоятельный пропуск исходящего и входящего трафика.

Как уверяют в "ВымпелКоме", абоненты SIM SIM помимо качественной связи, получат возможность через сall-центр "Сим Телекома" проконсультироваться по вопросам поиска различных организаций, правил нахождения на территории России и юридической помощи в оформлении разрешительных документов, переводов, покупок, оформления авиа- и железнодорожных билетов и т.д. В этом сall-центре работают сотрудники, говорящие на таджикском, узбекском, киргизском, русском и английском языках.

В "ВымпелКоме" напомнили, что "Сим Телеком" является партнером оператора с 2014 г. Тогда "Сим Телеком" продавал тарифы, разработанные "ВымпелКомом" для мигрантов, по агентской схеме. "Однако такой MVNO-проект, который не контролировался на корпоративном уровне со стороны "ВымпелКома", был нам не интересен. Поэтому было принято решение приобрести 50,2% "Сим Телекома", - сказал Михаил Слободин. Эта доля была выкуплена у ряда инвесторов, в том числе у Андрея Романенко. Сумму сделки обе компании не раскрывают.

"По моим оценкам, рыночная стоимость актива в сегменте этнического MNVO с собственным биллингом, оборудованием, бэк-офисом и абонентской базой составляет не менее 300-400 млн руб.", - сказал корреспонденту ComNews финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.

Абонентская база SIM SIM составляет около 100 тыс. абонентов. Сколько абонентов MVNO-оператор планирует привлечь к концу 2016 г., Андрей Романенко и Михаил Слободин не уточнили.

"100 тыс. абонентов уже является неплохим показателем для SIM SIM. Вряд ли смена собственника может существенно помочь проекту значительно и быстро нарастить число его пользователей. Клиентам этнических MVNO неважно, кто является собственником проекта - их интересуют простые и недорогие тарифы, локальный - национальный - контент, возможность недорогих денежных переводов на родину", - заметил в беседе с ComNews руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин.

В России это не единственный MVNO-оператор, предназначенный для этнических групп из различных стран. Так, в 2014 г. ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) запустил MVNO-оператора Aiva Mobile на сети ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).

"Мы не опасаемся конкуренции. Aiva Mobile де-факто cформировала рынок этнических MVNO, а благодаря нашим инновациям и экспертизе мы занимаем ключевое положение в этом сегменте. В свою очередь, присутствие сильного конкурента лишь положительно скажется на расширении возможностей и опций для абонентов, придав рынку дополнительную динамику развития", - отметила пресс-секретарь МТТ Дарья Лютцау.

По ее словам, по данным на начало марта нынешнего года у Aiva Mobile - более 75 тыс. абонентов. "Оператор показывает высокую динамику продаж - только по продукту "Дружба" ежемесячно подключается по 5 тыс. абонентов", - подчеркнула Дарья Лютцау. Сколько компания планирует подключить абонентов к Aiva Mobile к концу 2016 г., она не раскрыла.

Что касается клиентских услуг, то Aiva Mobile изначально фокусировалась на их предоставлении. "Это и бесплатные звонки на номера посольств, консульств и справочных служб, различные VAS-услуги, разработанные с учетом предпочтений клиентов, и сама возможность звонить по "домашним" тарифам благодаря уникальной двухномерной SIM-карте Aiva Mobile", - напомнила Дарья Лютцау. Она добавила, что, несомненно, спектр дополнительных клиентских сервисов Aiva Mobile будет только расширяться.

В целом, как сказала Дарья Лютцау, операторы связи диверсифицируют свой бизнес, поэтому приобретение "ВымпелКомом" доли партнерской компании вполне логично и подтверждает перспективность этого рыночного сегмента. "Сам факт того, что направление этно-MVNO будет насыщаться игроками и предложениями, поспособствует росту качества и выгодности услуг", - резюмировала Дарья Лютцау.

Тем не менее другие операторы "большой четверки" – ПАО "МегаФон" и Tele2 - не планируют запускать MVNO-операторов, ориентированных на мигрантов. "Необходимости в этом мы не видим. Существующие тарифные планы и тарифные опции, позволяющие экономить на звонках в ближнее зарубежье, полностью учитывают потребности таких абонентов", - пояснила руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина.

"Проекты MVNO сейчас находятся в стадии разработки. Мы не планируем создавать MVNO специально для мигрантов. Tele2 всегда ориентировалась на массовую аудиторию, а мигранты составляют лишь незначительную часть нашей абонентской базы. К тому же инвестиции, специально выделенные на привлечение таких потребителей, могут и не окупиться. Мигранты более склонны к смене оператора и к разовому использованию SIM-карт, полученных, например, в ходе маркетинговых акций", - рассказал представитель Tele2 Константин Прокшин.

В целом, по словам Тимура Нигматуллина, рынок этнического MNVO в РФ достаточно большой. В 2015 г., как добавил он, его объем оценивался в 4,1 млрд руб. По словам генерального директора "ТМТ Консалтинга" Константина Анкилова, по итогам 2015 г. в РФ насчитывалось 2,5 млн абонентов MVNO.

"Несмотря на давний срок легализации российского рынка виртуальных операторов - с 2009 г., он характеризуется очень слабым по сравнению с развитыми странами уровнем развития - не выше 1% от общей мобильной абонбазы, - невысокими темпами роста и неустойчивостью, которая усиливается в период экономической нестабильности. Рынок MVNO следует сценарию, который J'son & Partners Consulting обозначил несколько лет назад: как правило, более или менее успешно развиваются в основном MVNO, запущенные или контролируемые своими хост-операторами в рамках холдинговых структур и групп компаний", - заключил Виталий Солонин.