© ComNews
08.12.2015

Потери государства от закупок по завышенным ценам в 2015 г. составили 247,3 млрд руб. Эти данные озвучили на подведении итогов Рейтинга прозрачности закупок 2015 (НРПЗ) в понедельник. По словам организаторов, в целом закупочные процедуры в России стали более прозрачными и конкурентными. Но сегмент закупок ИТ-товаров и услуг остается одним из самых сложных и проблемных.

Организатор Рейтинга прозрачности закупок - некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация участников электронной торговли" (НП "НАУЭТ"). Как следует из данных исследования, в результате завышения цен при закупках государство потеряло 247,3 млрд руб., что на 11,11% меньше прошлогоднего значения (рейтинг составлен за период с 1.07.2014 г. по 30.06.2015 г.). Доля потерь в общем объеме размещенных заказов - 5,7%. Авторы рейтинга объясняют снижение суммы потерь тем, что экономическая ситуация в стране осложнилась, заказчики стали более тщательно подходить к определению начальной максимальной цены лота, усилился контроль за целевым расходованием бюджетных средств.

Закупки в форме "Электронный аукцион" составляют 55,12% в деньгах и 57,59% - в количественном выражении от общего объема закупок. В госсекторе доля электронного аукциона превышает три четверти от общего объема опубликованных процедур - 78,73%. Прошлогодний показатель - 69,54%.

Лидером по доле расторгнутых контрактов является сектор муниципальных заказчиков - 18,89% от общего объема. В федеральном и региональном секторах результаты в пределах допустимых норм (2,9% и 5,11% соответственно). Этот показатель характеризует, насколько ответственно заказчик относится к выбору поставщиков и составлению документации.

Как сообщил исполнительный директор НАУЭТ Антон Назаркин, весной организация намерена представить новый проект - рейтинг поставщиков. По нему можно будет судить более детально о том, что происходит с закупками по сегментам товаров и услуг, в частности в сфере ИТ.

"Что касается ИТ-продуктов, есть одна принципиальная проблема - определение начальной максимальной цены контракта. Оценить, сколько стоит сложная система, тяжело. Если посмотреть на технические задания, то цена может отличаться в два раза", - сообщил Антон Назаркин. При заказах федерального уровня суммы могут исчисляться в миллиардах рублей. Поэтому, как считает исполнительный директор НАУЭТ, принципиально важно иметь возможность в электронной форме мониторить пункты технического задания, сопоставлять их, выявлять схожие параметры для унификации расчета максимальной начальной цены. "Когда мы говорим о точечных анализах конкретных процедур, это всего лишь частность - можно наткнуться как на эффективную закупочную процедуру, так и на негативную. Для комплексной работы необходимо разработать рамочные технические требования, нужны совместные усилия Минкомсвязи, Счетной палаты, Казначейства, Минэкономразвития, ТПП", - утверждает Антон Назаркин.

Одной из самых острых проблем в сфере ИТ-закупок считается зависимость российских предприятий, в том числе стратегических, от иностранных поставщиков. По итогам 2014 г. только у компании SAP госструктуры России закупили программное обеспечение на сумму 5,6 млрд руб. В августе разработчик отказался от идеи создания совместного предприятия с "Ростехом", не захотел раскрывать исходный код ПО и передавать интеллектуальные права на него в обмен на гарантию допуска к поставкам иностранного софта в российский госсектор. Генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров считает, что отказ немецкой компании от сотрудничества подвергает риску конкурентоспособность российских стратегических предприятий и ставит под угрозу национальную безопасность страны. "По сути, пользователи работают в системе без понимания того, кто еще кроме них имеет доступ к информации, которая порой представляет огромную коммерческую ценность. В условиях накала международных страстей российские клиенты западных вендоров не застрахованы от утечки таких данных в руки недобросовестных конкурентов или иностранных спецслужб. Отказ SAP открывать свой код свидетельствует о явной неготовности вендора учитывать интересы национальной безопасности той страны, в которой он работает", - заявил Андрей Черногоров.

По данным аналитического исследования, которое провела компания Cognitive Technologies, в число наиболее зависимых от решений SAP госкомпаний входят ОАО "НК Роснефть", ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ОАО "АК "Транснефть", ПАО "Интер РАО", ГК "Росатом", ПАО "РусГидро", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", Банк ВТБ, "Аэрофлот", Сбербанк. По данным IDC, на протяжении многих лет SAP является крупнейшим поставщиком ПО в сегменте информационных систем управления предприятием в России с долей рынка порядка 50%.

Антон Назаркин считает, что политика импортозамещения в этой сфере может принести и негативный результат. Он напомнил, что разработка и производство программных продуктов занимает очень много времени. Для создания сложных систем нужны годы. "Если мы сейчас, под флагом импортозамещения и под предлогом реестра отечественных производителей ПО, начнем подсовывать государству недоделанные полуфабрикаты, основанные на открытых системах, опять же западного производства, - это не импортозамещение", - утверждает он. По словам Антона Назаркина, сейчас необходимо сформировать национальную политику в области каждого вида ИТ-систем (управление предприятием, PLM и т.д). По его информации, в Минкомсвязи такая работа велась на протяжении последних нескольких месяцев и у специалистов ведомства сложилось мнение, что "импортозамещать нечем".

Исполнительный директор НАУЭТ предостерегает ярых сторонников импортозамещения в ИТ-сфере от необдуманных решений. "Как бы наши российские продукты, которые раньше стоили 100 тыс. руб., не начали стоить миллиард. Просто так вдруг - потому что они что-то импортозаместили. Нужно пройти большой путь, чтобы довести до международного конкурентного уровня наши продукты. Пока примеров таких продуктов в России единицы", - резюмировал Антон Назаркин.