IT к консенсусу: Роскомнадзор назвал условия работы зарубежных гигантов в РФ
Роскомнадзор назвал условия работы зарубежных IT-компаний при появлении у них желания вернуться — им придется исполнить требования четырех законов. В частности, открыть представительство на территории РФ, организовать хранение баз данных, а также выполнять требования по удалению противоправного контента. Впрочем, вопрос возможного возвращения иностранных IT-гигантов остается открытым, поскольку ни один из них еще не заявил о таком желании, даже несмотря на потепление политических отношений между Россией и США.
На каких условиях смогут вернуться IT-гиганты
Для работы в России иностранные IT-компании должны неукоснительно соблюдать требования российского законодательства, заявили "Известиям" в пресс-службе Роскомнадзора. Речь идет о выполнении требований ряда законов: "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О персональных данных" и "О связи".
Именно этими законами устанавливаются требования к иностранным IT-компаниям, пояснил руководитель направления "Разрешение IT&IP споров" юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Ярослав Шицле. Ключевые из них — открыть уполномоченные представительства на территории России, разместить на официальном сайте форму обратной связи для российских пользователей, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и установить на своем сайте счетчик посещаемости, отметил юрист. Кроме того, необходимо организовать хранение баз данных, а также выполнять требования по удалению противоправного контента. Эти условия распространяются на компании с аудиторией свыше 500 тыс. пользователей, добавил он.
При этом вопрос возможного возвращения зарубежных IT-гигантов остается открытым, поскольку ни один из них еще не заявил о таком желании, даже несмотря на потепление политических отношений между Россией и США.
Законодательные меры направлены на защиту цифрового суверенитета, повышение прозрачности работы иностранных компаний и обеспечение безопасности данных российских пользователей, считает депутат Госдумы Антон Немкин.
— Наличие представительства в России означает, что компании будут нести юридическую ответственность перед отечественными органами власти, а локальное хранение данных снижает риски утечек и несанкционированного доступа со стороны иностранных структур, — сказал он "Известиям".
Потенциальное возвращение крупных зарубежных компаний, таких как технологические гиганты и онлайн-сервисы, нужно оценивать в первую очередь с точки зрения их готовности соблюдать российское законодательство, подчеркнул депутат.
— С одной стороны, для самих компаний российский рынок остается привлекательным, учитывая его масштаб и активную цифровизацию. С другой — выполнение законодательных требований потребует дополнительных инвестиций и изменений в операционных процессах, что не все организации готовы делать. Кто на самом деле будет готов принять большое количество мер, чтобы вернуться, нам еще предстоит увидеть, — отметил Антон Немкин.
Что касается внушительного штрафа Google, то вопрос его списания или пересмотра еще предстоит рассмотреть, добавил он. Однако принципиальным моментом остается готовность компании признать российские правовые нормы и встроиться в регуляторную систему. Если этого не произойдет, возврат Google и других крупных компаний будет невозможен, резюмировал депутат.
Как
Вернется ли бизнес к зарубежным решениям
В целом массовое возвращение российских клиентов к иностранным поставщикам маловероятно, особенно учитывая существующие отечественные альтернативы и усиливающийся законодательный контроль, считает директор по информационным технологиям "EdgeЦентр" Сергей Липов.
Эти слова подтверждают и данные "Рунити" (объединяет "Руцентр", Рег.ру, SpaceWeb и ряд других IТ-компаний): по итогам 2024 года количество российских проектов, размещенных на серверах зарубежных облачных провайдеров, продолжает снижаться. Так, наибольшая отрицательная динамика наблюдается у немецкого провайдера Hetzner Online GmbH и французской компании облачных вычислений OVH — 14% соответственно. В американском провайдере Amazon WebServices отток составил 8%, в Google — 7%, а в DigitalOcean — 1%.
Активный переход на отечественные IT-продукты обусловлен недоверием к иностранным провайдерам, заявил директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов. За последние годы бизнес столкнулся с многочисленными случаями внезапного ограничения доступа к зарубежным сервисам, что вынуждало компании срочно искать альтернативные решения.
— Что касается безопасности данных при использовании зарубежных облачных сервисов, то она полностью находится вне контроля российских организаций и зависит исключительно от политики иностранной компании. Для организаций с повышенными требованиями к информационной безопасности такой подход неприемлем, поскольку они не могут доверить конфиденциальную информацию третьим лицам и полагаться на удаленные серверы за рубежом, — подчеркнул он.
Сегодня российские провайдеры технологически близки к тому, чтобы полностью заменить зарубежные сервисы. Для этого уже сформирован и нужный стек (хранение данных), и уровень компетенций. Это будет оставаться актуальным для большинства компаний, развивающих бизнес на территории России, резюмировал руководитель департамента хостинга и профессиональных сервисов Рег.ру Сергей Рыжков.
