Photo by Clem_Onojeghuo from Freerange Stock
С 2026 г. у абонентов появится возможность переносить мобильный номер (MNP) телефона из одного региона в другой. Минцифры провело пилотное тестирование, которое подтвердило техническую возможность такой функции. Однако, по мнению операторов связи, процесс междугороднего переноса номеров все еще нуждается в доработке.
© ComNews
12.03.2025

11 марта на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минцифры разместило соответствующий проект постановления. "Теперь при переезде в другой регион абоненты смогут перенести номер к другому оператору связи или оставить его у действующего, если оператор работает в регионе. Раньше такой возможности не было, а перенести номер можно было только внутри одного региона. Изменения сделают услуги удобнее и доступнее для граждан, а также помогут развить конкуренцию на рынке связи", - сказано в сообщении Минцифры.

В пояснительной записке к проекту постановления сказано, что, по данным Росстата, внутренняя миграция в России за последние пять лет находится на уровне от 2,5 млн до 4 млн человек в год, что составляет примерно 2-3% от всего населения РФ. Доработка информационных систем в рамках внедрения процедуры сохранения абонентского номера при перенесении абонентского номера в пределах всей территории РФ в год составит 273,2 млн руб., что суммарно - 1,6 млрд руб. за предполагаемый период в шесть лет.

Представитель пресс-службы Минцифры сообщил корреспонденту ComNews, что в пилотном проекте по тестированию межрегионального переноса номера выразили желание участвовать восемь операторов связи. "Тестирование показало положительные результаты, подтвердив техническую возможность такого переноса. Межрегиональный перенос номера будет доступен абонентам всех операторов мобильной связи. Предложенные нововведения обсуждались и были поддержаны отраслью, они сделают услуги удобнее и доступнее для граждан, а также помогут развить конкуренцию на рынке связи", - отметил представитель пресс-службы Минцифры.

Замгендиректора НИЦ "Телеком" (бывший ФГУП НИИР) Владимир Рисман рассказал, что пилотный проект по межрегиональному переносу номеров стартовал летом 2024 г. и длился несколько месяцев: "Испытания проходили в реальных условиях: мы тестировали перенос номеров между разными регионами и операторами, включая физических лиц, юридических лиц и госзаказчиков. В ходе испытаний мы проверили технические процессы (маршрутизацию звонков, SMS, интеграцию с банковскими системами для мобильных платежей), анализ тарификации (корректность учета услуг при смене региона), оценку взаимодействия операторов через базу данных перенесенных номеров (БДПН)".

Владимир Рисман отметил, что испытания НИЦ "Телеком" (оператор БДПН) проводил под контролем Минцифры: "Результаты испытаний подтвердили, что система работает стабильно даже при нагрузках, а перенос номера между регионами технически возможен. Это позволило перейти к этапу законодательных доработок".

Представитель пресс-службы ООО "Т2 Мобайл" (Т2) считает, что с отменой национального роуминга в 2019 г. межрегиональный перенос потерял актуальность: "Вне зависимости от места пребывания клиента к его тарифу применяется тарификация домашнего региона. В Т2 не фиксировали значительного спроса на эту услугу. Компания принимала участие в тестировании и будет готова запустить ее при принятии соответствующего регулирования".

В ПАО "МегаФон" воздержались от комментариев, в то время как представитель пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) подтвердил, что МТС участвовала в тестах по оценке переносимости: "Исходя из тестов мы считаем, что для успешной реализации переносимости номеров между регионами в рамках действующих требований законодательства к работе сетей связи, в том числе на уровне международных, междугородних и межзоновых соединений, требуется проведение дополнительных масштабированных тестов с привлечением операторов фиксированной, международной и междугородней связи. Возможно, по их итогам потребуются отдельные уточнения в предлагаемую законотворческую инициативу для обеспечения соблюдения прав как пользователей услуг связи, в том числе звонящих на перенесенный номер, так и участников рынка".

Представитель пресс-службы МТС добавил, что вопросы сохранения за абонентом прежнего номера у своего же оператора при переезде в другой регион требуют дополнительного анализа, так как эти предложения не имели глубокой проработки ни с точки зрения технической исполнимости на стороне оператора, ни с точки зрения появления у абонента каких-либо дополнительных удобств в услугах связи. Он напомнил, что после отмены внутрисетевого роуминга у абонента появились одинаковые условия как дома, так и в поездках при обслуживании в сети своего оператора.

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") рассказал, что оператор принял участие в тестировании технической возможности межрегионального переноса номеров (MNP) и поддерживает инициативы, направленные на упрощение процесса смены оператора и улучшение пользовательского опыта: "Важно, чтобы процедура переноса номера была удобной для клиентов и доступной для дистанционного оформления. При этом в финансовом плане для абонентов ничего не изменится: внутрисетевой роуминг в России отменен уже давно, дополнительные расходы при поездках по стране наши клиенты не несут. Основная сложность, которую призван решить новый механизм, связана с невозможностью переноса номера при смене оператора в другом регионе".

Представитель пресс-службы "Билайна" считает, что процесс межрегионального MNP требует серьезной технической проработки, в том числе чтобы избежать риска недозвонов и обеспечить бесперебойную работу связи для перенесенных номеров: "Мы ведем активный диалог с регулятором и другими операторами, чтобы разработать решения, которые будут учитывать интересы всех участников рынка и прежде всего наших клиентов".

Предыстория

Принцип MNP (mobile number portability) - возможность переходить от одного мобильного оператора к другому с сохранением номера телефона - в России, внутри одного региона, начал действовать с конца 2013 г. То есть, например, абонент в Новосибирске может перейти из сети МТС в сеть "МегаФона", сохранив прежний номер. Но если он переехал из Новосибирска в Москву или, допустим, во Владивосток, то номер он перенести в сеть другого оператора уже не может.

Процесс переноса номера может занять до восьми дней. Клиент не сможет перейти к другому оператору, пока не погасит задолженность перед предыдущим. За все время существования БДПН подано около 81 млн заявок на перенос номера, и 27,7 млн из них успешно перенесены.

Также с 2013 г. в России действовал внутрисетевой роуминг: абонент оператора Х, оказавшись вне домашнего региона, даже в сети этого оператор Х платил за роуминг. Но с 2019 г. (по постановлению правительства во главе с Дмитрием Медведевым) внутрисетевой роуминг в РФ отменен.

Так что для абонентов теперь меньше резонов менять оператора, либо абонент может перенести номер в сеть другого оператора в домашнем регионе, а потом переехать в другой город.

https://www.comnews.ru/content/232458/2024-04-04/2024-w14/1009/2023-m-rezko-vyroslo-chislo-zhelayuschikh-perenesti-nomer-k-drugomu-operatoru

Новости из связанных рубрик