Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде отчитался об итогах 2024 г.

Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде, являющийся структурным подразделением ФГУП "Главный Радиочастотный Центр" (ГРЧЦ), подвел итоги работы за 2024 г. Количество заявителей по сравнению с 2023 г. выросло более чем в два раза. Помощь потребовалась 7,7 тыс. граждан против 3,3 тыс. в 2023 г. Большая часть обращений (77%) связана с цифровым мошенничеством. Однако были запросы на консультации и по другим вопросам, например, о защите чести, достоинства, деловой репутации, персональных данных.
"Взаимоотношения между людьми мигрировали в виртуальное пространство, поэтому вопросы безопасности личных данных стали особенно актуальны. Компании и организации, которые выступают в роли операторов персональных данных, располагают существенными материальными ресурсами, хорошо ориентируются в правовых вопросах и могут при необходимости привлечь профессиональных юристов для отстаивания позиции. В этих условиях обычные граждане изначально находятся в более уязвимом положении", - рассказала директор центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская.
Руководитель экспертно-аналитического отдела ООО "АЛМИ Партнер" Елена Куц считает, что количество обращений от граждан будет увеличиваться: "Злоумышленники постоянно находят новые способы обмана, что приводит к увеличению количества жертв киберпреступников. В связи с этим, услуги центра правовой помощи будут оставаться востребованными в ближайшие годы и количество обращений будет увеличиваться. К тому же все больше людей узнают о существовании такого центра и его возможностях. В частности, взаимодействие центра с 192 организациями, включая многофункциональные центры "Мои документы", делает его услуги более доступными для населения, что также способствует увеличению количества обращений".
Больше всего внимания юристов центра правовой помощи требует претензионная и судебная работа. Специалисты помогли отменить 45 судебных решений о взыскании задолженности по договорам займа. Суды признали недействительными договоры займа на общую сумму свыше 1,5 млн руб. Суды удовлетворили все иски, поданные в интересах обратившихся граждан.
Специалисты центра правовой помощи в 2024 г. помогли вернуть жертвам мошенников рекордную сумму - более 22 млн руб., похищенных со счетов заявителя в банке по поддельным документам. Всего в досудебном порядке юристам удалось вернуть пострадавшим свыше 31 млн руб., в судебном порядке - более 1 млн руб. Общая сумма компенсации морального вреда составила свыше 1,3 млн руб. Решение о подобном взыскании суд принял, например, по делу о разглашении личной информации сервисом доставки или по делу об обработке данных, которая не соответствовала целям их сбора.
Адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Мария Князева объяснила, чем обусловлена успешная статистика по удовлетворению всех исков от граждан: "На текущий момент практика судов по признанию недействительными договоров займа, заключенных мошенниками с использованием данных граждан, единообразна: суды удовлетворяют такие требования, руководствуясь тем, что обманутый гражданин не выражал волю на заключение договора с финансовой организацией. Но к сожалению, так было не всегда. До 2021 г. суды в подобных спорах, как правило, вставали на сторону банков. Все изменилось в 2022 г. после того, как Верховный Суд РФ вынес ряд определений, в которых указал на необходимость защиты интересов граждан в ситуации использования их данных мошенниками для получения кредитов. Теперь мы видим, что нижестоящие суды восприняли позицию Верховного Суда РФ, что обеспечивает хорошую статистику рассмотрения споров, инициированных центром правовой помощи. Также эту практику, судя по статистике, восприняли банки: большинство требований они удовлетворяют в досудебном порядке".
"Рост количества случаев подтвержденного цифрового мошенничества приводит к постепенному пополнению количества нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности. Также предлагаются разного рода изменения в уже существующие законы, ориентированные под современные методы борьбы с мошенниками в цифровой сфере", - подтвердил адвокат, старший юрист ООО "Инноправо" Михаил Ялынычев.
"Есть два соображения, почему суд удовлетворил 100% исков. Первое - центр действительно хорошо работает, плюс судебная практика единообразна и ее не "качает". Второй вариант: перед подачей иска юристы изучали дела на предмет судебной перспективы и подавали только перспективные (читай выигрышные) иски. Надеюсь на первое, ведь это означает, что у пострадавших от цифрового мошенничества граждан и правда есть эффективная правовая опора, да еще и бесплатная", - поделился размышлениями основатель юридической компании Future Legal Павел Катков.
