Tele2 может пострадать за "честность"
По итогам вчерашнего заседания экспертный совет ФАС признал Tele2 виновным в нарушении закона о конкуренции при проведении акции "Сезон охоты". Это решение носит рекомендательный характер, но с большой долей вероятности можно утверждать, что вердикт антимонопольного органа по этому делу будет также обвинительным. Сам Tele2 виновным себя по-прежнему не признает.
Дело по признакам нарушения закона "О защите конкуренции" (ч.1 ст.14) в отношении ООО "Т2 РТК холдинг" (бренд Tele2) Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила еще в августе. Позже состоялось заседание комиссии, но к однозначному решению ее члены прийти не смогли и рассмотрение дела отложили до заседания экспертного совета.
Напомним, акцию "Сезон охоты" Tele2 проводил в конце прошлого - начале нынешнего года. "Охота" была объявлена на "нечестных" операторов. Компания запустила специальный сайт, на котором любой желающий мог пожаловаться на обман или недобросовестность своего оператора. Участники акции получали промокод, который можно было обменять на бонусы при подключении к Tele2 (см. новость ComNews от 12 августа 2015 г.).
Представители антимонопольного органа попросили экспертов дать оценку действиям оператора. Поясняя проблему, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов обратил внимание на то, что собирая данные о недобросовестности, организатор акции "Сезон охоты" говорил о "нечестности", когда речь шла о конкурентах, но предпочитал употреблять слова "несоответствие" или "неточность" и обещал все исправить, когда речь заходила о самом Tele2. К тому же первоначально в форме для жалобы можно было выбрать только МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". Пункт "Tele2" там появился позже.
На заседании экспертного совета ФАС представитель Tele2 сообщил, что целью акции было не нанесение вреда деловой репутации коллег по цеху и не переманивание абонентов, а сбор информации в рамках подготовки к выходу на московский рынок. По его словам, собирая "нечестности", которые раздражают клиентов, они составляли список того, чего следует избегать. То, что первоначально Tele2 в списке для жалоб не было, представитель оператора назвал упущением, но добавил, что его быстро исправили. "Причиной стало не желание очернить конкурентов, а то, что про себя Tele2 и так все знает - абоненты о недостатках сообщают в службу поддержки и собирать жалобы с акционного сайта нужды не было", - уточнил представитель Tele2.
В роли главного обвинителя на заседании совета выступил представитель ПАО "МегаФон". По его словам, цель акции "Сезон охоты" - дискредитация конкурентов. Кампания построена на противопоставлении "нечестные операторы и честный Tele2" и формирует у абонента установку: найти нечестность, пожаловаться, получить бонус и уйти к Tele2. Как заявил юрист "МегаФона", понятие "честность-нечестность" субъективное и Tele2 сравнивает себя с конкурентами в категории, которая является непроверяемой. Он считает, что акцию "Сезон охоты" необходимо рассматривать как часть всей рекламной кампании Tele2: в роликах, акциях, рекламных материалах используется один и тот же подход, они дополняют друг друга и формируют у клиентов мнение, что все операторы нечестные, кроме Tele2.
Представители ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "ВымпелКом" в целом присоединились к обвинениям от "МегаФона".
Члены экспертного совета во мнениях разошлись. В итоге семь из них проголосовали за то, что в действиях Tele2 есть нарушение закона о конкуренции, двое считают, что нарушения не было, восемь экспертов воздержались.
Tele2 с обвинительным решением не согласен. "С самого начала работы в России честность и простота являлись одними из ключевых отличительных особенностей оператора", - заявил ComNews директор по корпоративным коммуникациям компании Кирилл Алявдин. По его словам, Tele2 предоставляет услуги без "звездочек" и скрытых условий, которые существенно меняют их стоимость, а в рекламе избегает мелкого нечитабельного шрифта, за который ФАС регулярно наказывает других операторов. "Компания Tele2 стала федеральным оператором и запустила сеть в Московском регионе, что сделало наши высокие стандарты честности по отношению к абонентам и простоту тарифов и услуг крайне актуальными для всего рынка. Однако другие операторы, видимо, не в состоянии конкурировать с нами в этой сфере и поэтому пытаются использовать различные иные методы воздействия, в частности жалобы по надуманным поводам", - заявил Кирилл Алявдин.
Как пояснили представители ФАС, решения экспертного совета носят лишь рекомендательный характер. Но пока по всем спорным и сложным делам, которые выносились на обсуждение экспертов, их мнение оказывалось решающим. Если совет считал, что ответчик виновен - ФАС выносила обвинительный приговор, если эксперты голосовали за то, что нарушения не было - ответчиков оправдывали. С большой долей вероятности можно предположить, что так же произойдет и на этот раз.
Дата следующего рассмотрения дела пока не назначена. Часть 1 статьи 14 закона "О защите конкуренции" запрещает компаниям распространять ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки другим компаниям либо нанести ущерб их деловой репутации. Наказание за нарушение - штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.