Валерий Кодачигов
03.08.2015

С начала июня 2015 г. по середину июля (с 23-й недели года по 29-ю) доля смартфонов Samsung на российском рынке в штуках сократилась с 25,6 до 17,6%.

Об этом "Ведомостям" рассказал источник в компании – партнере нескольких сотовых операторов и подтвердил человек, близкий к компании – партнеру нескольких производителей оборудования. Оба они ссылаются на данные GfK. Согласны с этими данными представители "Вымпелкома", "Мегафона" и "М.видео".

Снижение продаж неудивительно: крупнейшие ритейлеры по надуманным причинам блокировали продажи Samsung и розница МТС стала его главным продавцом среди крупнейших розничных сетей, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Как раз с начала июня 2015 г. закупать смартфоны у Samsung прекратила "Евросеть", рассказывал ранее "Ведомостям" ее президент Александр Малис. По словам представителя "Связного" Марии Заикиной, "Связной" прекратил закупки у Samsung в середине июня. Их заморозили также "Вымпелком" и "Мегафон". Сотрудники "Евросети", "Связного" и "Вымпелкома" объясняли этот шаг существенным увеличением доли бракованных смартфонов. В среднем по рынку приемлемый уровень – менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышает 7%, объяснял Малис, добавляя, что вырос и разрыв между выплатой денег покупателям за возврат и гарантийными выплатами производителя.

Хотя Samsung снизил цены на смартфоны, за последние шесть недель его рыночная доля в штуках заметно снизилась, а в деньгах сократилась более чем на четверть, утверждает Заикина. В бюджетных сегментах Samsung проигрывает Lenovo и Microsoft, а в высоком ценовом сегменте испытывает влияние роста продаж Apple, начавшегося в июне 2015 г. Кроме того, в России покупатели привыкли приобретать телефоны в определенном месте: отсутствие бренда в нескольких крупных федеральных розничных сетях влияет на продажи, уверяет она.

Конечно, отказ крупнейших ритейлеров закупать продукцию Samsung повлиял на снижение его рыночной доли, считает Малис. Но сыграло роль и разочарование покупателей в продукции южнокорейской компании, уверен он. "Помимо нас и "Связного" есть множество других каналов продаж – логично, если бы продажи качественного и востребованного товара перетекли в эти каналы. Но этого не происходит, несмотря на снижение цен на Samsung", – говорит Малис.

Продажи смартфонов Samsung в розничной сети МТС с начала июня выросли в 4 раза, ежедневные продажи флагманских Samsung Galaxy S6 увеличились в 6 раз в сравнении с апрелем, возражает Солодовников из МТС. Покупатели выбирают качественный товар, именно поэтому Samsung – лидер продаж на российском рынке, уверен он.

У "Евросети", "Связного", "Вымпелкома" и "Мегафона" много общего. "Вымпелком" с "Мегафоном" с 2013 г. являются совладельцами "Евросети". А в декабре 2014 г. брат президента "Евросети" Александра Малиса Олег стал контролирующим акционером "Связного". Спустя несколько месяцев после этого "Связной" возобновил продажи sim-карт "Вымпелкома" и "Мегафона". А продажи контрактов МТС – некогда основного партнера "Связного" – в июне, напротив, прекратились: МТС решила, что, сменив акционера, "Связной" стал намеренно занижать ее долю в продажах. Кроме того, МТС и ее розничная "дочка" в июне подали в Арбитражный суд Москвы иски к ФАС, в которых требуют признать недействительными решения, одобряющие переход холдинговой компании "Связного" к Олегу Малису. Близкий к Samsung человек знает, что пока производитель не предпринимал никаких попыток обратиться в ФАС или в суд в связи с отказом розничных сетей от закупок его смартфонов.

Качество телефонов не имеет никакого отношения к нынешним событиям, причина отказа части ритейлеров от Samsung – недостаточная доходность продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке, уверял человек, близкий к корейскому производителю.

Дело в том, что, уйдя из "Связного", МТС сделала ставку на собственную розничную сеть (на конец I квартала 2015 г. в ней был 4251 салон против 4500 у "Евросети" и примерно 3000 у "Связного"). Чтобы повысить посещаемость, оператор резко снизил цены на смартфоны, в том числе на Samsung. МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на их продаже, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря подешевевшим смартфонам должна расшириться, объявлял оператор в апреле.

В "М.видео" также есть тенденция к снижению доли Samsung в продажах, говорит представитель "М.видео" Антон Пантелеев. На рынок с начала июня 2015 г. сильно влияют продажи восстановленных iPhone – сейчас это самый продаваемый аппарат, констатирует он.

До первой декады июня продажи смартфонов Samsung быстро росли, что привело к вымыванию товара с полок и последующему замедлению, а затем и снижению продаж, объясняет источник, близкий к компании – партнеру нескольких розничных сетей. В течение июля товарный запас был восстановлен, что должно привести к росту доли на рынке, надеется он.

Представитель Samsung отказался от комментариев.